Выбор читателей
Популярные статьи
Вильгельм Райх (Wilhelm Reich) родился 24 марта 1897 года в Галиции, в то время эта область с немецко-украинским населением входила в состав Австро-Венгрии. Его отец, зажиточный хуторянин-еврей, был человеком ревнивым и властным, державшим жену и детей в ежовых рукавицах. Своим детям он не дал никакого религиозного воспитания, и по его требованию в доме говорили только по-немецки. В результате Вильгельм не общался ни с детьми местных украинских крестьян, ни с детьми говорящих на идиш евреев. Лишь брат на три года младше его самого был его единственным товарищем и соперником.
Райх боготворил свою мать. Когда мальчику было 14 лет, мать покончила с собой, вероятно, после того, как он сообщил отцу о ее романе со своим учителем. Смерть жены оказалась сильным ударом для отца Райха. Он заболел воспалением легких, которое перешло в туберкулез; через три года его не стало. Брат Райха также умер от туберкулеза в возрасте 26 лет. Семейные трагедии, последовавшие одна за другой, оставили в душе Райха неизгладимый след.
После смерти отца Райх взял на себя руководство хозяйством, но учебу не оставил. В 1916 году война докатилась и до его родной земли, в результате все, чем он владел, было уничтожено. Райх вступил в ряды австрийской армии и, получив офицерский чин, воевал на фронтах Италии. В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Не прошло и года, как он стал практикующим членом Венского психоаналитического общества. В 1922 году, в возрасте 25 лет, он получил ученую степень по медицине.
Еще студентом Райх принимал участие в политической деятельности и впоследствии пытался примирить теории Маркса и Фрейда. В университете он познакомился с Анни Пинк, также изучавшей медицину, которая стала его пациенткой, а потом и первой женой; позже она и сама занялась психоанализом (Reich, 1990).
В 1922 году в Вене Фрейд основал психоаналитическую клинику, и Райх стал его первым ассистентом, а потом заместителем директора. В 1924 году Райх руководил Семинаром психоаналитической терапии - первым институтом, в котором обучались будущие психоаналитики. К нему приходило множество молодых аналитиков, как в качестве пациентов, так и для обучения. К 1927 году у него повысился интерес к проблемам, связанным с социальными переменами, в результате чего он сократил свою лечебную практику, поскольку оказался вовлеченным в общественно-политическую деятельность. Фрейд оказал ему в этом поддержку (Mann & Hoffman, 1980).
«Где и как пациент может проявлять свою естественную сексуальность, когда из недр подсознания она вырвалась на свободу? Фрейд не только и словом не обмолвился об этом, но даже, как оказалось впоследствии, на дух не выносил самой постановки подобного вопроса. Отказавшись от разрешения этой коренной проблемы и постулируя биологически обусловленную тягу человека к страданию и смерти, Фрейд, в конце концов, собственными руками воздвиг перед собой непреодолимые препятствия» (Reich, 1973, р. 152).
В разное время Рейх сам проходил сеансы личного психоанализа у различных аналитиков, но по тем или иным причинам разрывал с ними отношения. В 1927 году он обратился с просьбой к Фрейду провести с ним курс психоанализа, но тот отказался сделать для него исключение из своего твердого правила никогда не проводить анализ с членами Психоаналитического кружка. К тому времени конфликт Райха с Фрейдом обострился. Его причиной отчасти стал отказ Фрейда подвергнуть Райха анализу, а отчасти конфликт коренился в различных теоретических подходах к учению. Фрейд не разделял бескомпромиссной убежденности Райха в том, что причина всех неврозов - это сексуальная неудовлетворенность. К этому времени у Райха обострился туберкулез, и несколько месяцев он провел на лечении в одном из санаториев Швейцарии.
Вернувшись после болезни в Вену, Райх принял на себя прежние обязанности. Кроме того, он занялся крайне активной политической деятельностью и в 1928 году вступил в коммунистическую партию. На следующий год Райх принимал участие в устройстве первой клиники сексуальной гигиены для рабочих, которая предоставляла открытую информацию о контроле за рождаемостью, о воспитании детей и о сексуальном воспитании.
В 1930 году Райх переехал в Берлин, главным образом потому, что хотел пройти курс психоанализа у Шандора Радо, одного из ведущих психоаналитиков того времени. К психоаналитику, живущему не в Вене, он обратился по той причине, что среди венских ученых росло недовольство его политической деятельностью. В Берлине Райх еще больше увлекся идеями коммунистического движения и связанным с этими идеями движением за гигиену. Выступая с лекциями и оказывая помощь в создании гигиенических центров, он проехал по всей Германии.
«Жизненный процесс есть процесс сексуальный - оба понятия идентичны, и это экспериментально доказанный факт... Во всем, что живет, пульсирует вегетативная сексуальная энергия» (Reich, 1961, р. 55).
Результатом его политической деятельности и радикальной программы сексуального воспитания стало то, что Райх вскоре оказался непопулярен как в среде психоаналитиков, так и у коммунистов. В 1933 году его исключили из Германской коммунистической партии. А вслед за этим, в 1934 году, он был исключен и из Международной ассоциации психоаналитиков.
В 1933 году, с приходом Гитлера к власти, Райх эмигрировал в Данию. Покинув Берлин, он одновременно разошелся с женой; причиной тому послужили различия характеров, а также политических и профессиональных взглядов. Годом ранее Райх познакомился с Эльзой Линденберг, балериной и членом ячейки коммунистической партии, куда он входил. Она приехала к Райху в Данию, и там они поженились. Противоречивые теории Райха привели к тому, что из Дании, а впоследствии и из Швеции он был изгнан.
Итак, в течение всего шести месяцев Райх был исключен из таких крупных организаций, как коммунистическая партия и ассоциация психоаналитиков, а также изгнан из трех стран. Не удивительно, что последующие его работы носят полемический и, можно сказать, защитный характер. В случае с Райхом некоторая степень паранойи была небеспочвенна и имела вполне рациональное объяснение в его жизненной ситуации.
В своей последующей карьере Райх отвергал идеи социализма и коммунизма, так как чувствовал, что они в конечном счете приносят в жертву идеологии гуманистические идеалы. В результате он стал считать себя индивидуалистом и с большой подозрительностью относился к политике и политическим деятелям.
В 1934 году Райх и его жена Эльза переехали в столицу Норвегии Осло, где он в течение пяти с лишним лет читал лекции и вел исследовательскую работу в области психологии и биологии. Спустя три года относительного покоя Райх стал мишенью разнузданной газетной кампании: пресса обрушилась на него за то, что он неустанно подчеркивал идею о сексуальной основе всякого невроза; нападкам также подверглись его лабораторные опыты с биоэнергией. Он оказывался во все большей и большей изоляции, отношения с Эльзой ухудшались, и в конце концов она ушла от него.
В 1939 году Райх получил предложение занять пост адъюнкт-профессора лечебной психологии в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Он упаковал свою лабораторию и переехал в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке Райх познакомился с Ильзе Оллендорф, беженкой из Германии, которая стала его ассистенткой, а потом и женой.
Райх стал основателем Института оргона, целью исследований в котором было изучение энергии оргона, или жизненной энергии. В результате лабораторных экспериментов он пришел к выводу, что основу всех живых организмов составляет жизненная энергия и что эта биологическая по природе энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Райх принялся проводить опыты с аккумуляторами энергии оргона: специальными ящиками и другими приспособлениями, которые, как он утверждал, накапливают и концентрируют энергию оргона. Он обнаружил, что некоторые заболевания, возникшие в результате расстройства так называемого «автоматического аппарата», можно с различной степенью успеха излечить, восстанавливая у пациента нормальное течение энергии оргона. Лечение осуществлялось воздействием аккумулированной энергии оргона высокой концентрации и было призвано избавить пациента от таких болезней, как рак, ангина, астма, гипертония и эпилепсия.
«Вам нужен благонравный гений, скромный и приличный, такой, у кого ни сучка ни задоринки; короче, во всем умеренный и аккуратный; вам не надо бунтарей, не желающих есть с вашей руки» (Reich in: Mann & Hoffman, 1980, p. 19).
В 1954 году Управление фармакологии и пищевой промышленности приняло постановление, направленное против распространения и дальнейшего использования аккумуляторов. Согласно этому постановлению, утверждение Райха о том, что аккумуляторы энергии оргона способны с успехом применяться для лечения, признано несостоятельным. Государство также наложило запрет на продажу большинства книг, написанных Райхом, и издаваемых им журналов. Однако Райх нарушил постановление и продолжал свои исследования, считая, что суд не обладает достаточной компетенцией, чтобы выносить приговоры относительно научных фактов. В конце концов его обвинили в неуважении к суду и приговорили к двум годам тюрьмы. Все его книги и другие публикации, многие из которых не имели никакого отношения к производству и продаже аккумуляторов, были сожжены. Райх умер в федеральной тюрьме от болезни сердца.
В вашем браузере отключен Javascript.Вильгельм Райх – учёный, живший в XX веке, создатель вегетотерапии. Это направление психологии, которое решает психологические проблемы человека путём воздействия на физическое тело.
В этой статье
Вильгельм Райх прожил насыщенную и тяжёлую жизнь, полную невзгод и разочарований. Он был не просто психологом, а талантливым учёным, который пытался помочь человечеству.
В. Райх – один из основоположников европейской школы психоанализа
Вильгельм Райх родился в с. Добряничи в 1897 году на территории Австро-Венгрии. Родители были евреями, но воспитали сына в немецких традициях, приобщая к культуре Запада.
Мать Вильгельма покончила с собой, после того как будущий учёный застал её в постели с любовником и рассказал об этом отцу. Отец ненадолго пережил супругу. Через три года он умер от туберкулёза. Райх всю жизнь винил себя в произошедшей трагедии.
Вскоре после смерти отца Вильгельм поступил на военную службу. Шла Первая мировая война. Отслужив, он переехал в Вену, где стал студентом-медиком Венского университета. Случилось это в 1918 году. Во время учёбы он заинтересовался модным тогда психоанализом.
В 1922 году Райх стал первым ассистентом доктора Зигмунда Фрейда. После конфликта в 1927 году их пути разошлись, и Райх создал собственное направление в психологии. Причиной конфликта с Фрейдом послужила разница в политических взглядах: В. Райх был ярым марксистом.
Последующие годы Вильгельм Райх занимался наукой и политикой. Он вступил в Коммунистическую партию и открыл клиники в Германии. Его новаторские идеи вызывали в среде коммунистов неодобрение, а психологи порицали его за политические взгляды.
Вскоре Райха исключили из партии коммунистов и ассоциации психоаналитиков. Вот идеи учёного, за которые он подвергся осуждению:
Райх переехал в Данию. А вскоре - в Норвегию, где увлёкся биоэнергетикой.
В 1939 году учёный уехал по приглашению в Америку. В Нью-Йорке Райх развивал идею об оргоне, жизненной энергии, которая движет всеми живыми существами.
В середине XX века Райх создал оргонный аккумулятор, с помощью которого удалось вылечить пациентов, больных раком и эпилепсией.
Один из первых прототипов рабочего оргонного аккумулятора
Но, несмотря на это учёному было отказано в выдаче лицензии на производство оргонного аккумулятора. Кроме этого, В. Райху было запрещено заниматься производством и развитием аппарата, но учёный ослушался властей и был арестован. Он умер в тюрьме в 1957 году.
Властям не удалось подавить развитие нового течения в телесно-ориентированной психотерапии – вегетотерапии. После смерти Райха его идеи продолжили развивать сотни других учёных, среди которых были ученики самого В. Райха.
Современное научное сообщество не признаёт вегетотерапию и считает её лженаукой.
Райх был наблюдательным человеком. Во время практики у доктора Фрейда , Вильгельм наблюдал за его пациентами и заметил, что у людей со схожими проблемами есть физические сходства.
Эти наблюдения привели его к выводу, что характер человека зависит от строения тела. Характер, как утверждал учёный, это не только моральные принципы и мысли, но и привычные позы, жесты, движения.
Каждый человек в течение жизни вынужден подавлять гнев, страх и сексуальное возбуждение. Это приводит к мышечным зажимам в определённых областях тела. Мышечный панцирь, по Райху, это множество хронических зажимов мышц в теле человека. Такой панцирь – это способ защититься от внешнего мира.
Как и Фрейд, Райх делал акцент в своих исследованиях на сексуальность человека. Но в отличие от наставника, Вильгельм считал, что между моралью и инстинктами лежит огромная пропасть, в которой кроется подавленная сексуальность. Он считал, что жизнь в обществе виновата в том, что у людей появляются психологические заболевания. Ведь многие темы для общества под запретом, в том числе и тема секса.
Каждый человек рождается свободным, считал учёный. Но с годами свобода ограничивается всё больше и больше. Виной этому установки и правила:
Оспорить их нельзя, а нарушитель подвергается общественному гнету и порицанию. Из-за этого многие живут, руководствуясь правилом, что выделяться нельзя, нужно быть как все, иначе наказания не избежать.
Когда происходит подавление негативных эмоций, в теле человека возникает мышечный зажим. Если проблема не решается и подавление продолжается длительное время, то зажимов становится много. Тело человека превращается в клетку. Но реагировать на проблемы люди начинают, только когда мышечные зажимы приводят к развитию болезней: деформации осанки, появлению грыжи или опухоли.
Чтобы излечиться, больному нужно постепенно распустить семь сегментов мышечного панциря. Райх называл этот процесс психологическим ростом.
Мышечный панцирь состоит из сегментов, включающих в себя:
Наглядное изображение сегментов мышечного панциря
Снятие зажимов должно начаться с глаз и опуститься до таза. При этом тело пациента наполнится жизненной энергией, которую Райх назвал оргонной.
Это жизненная сила. Райх считал, что весь мир пропитан ей. Её основа – это то, что Фрейд называл либидо и сексуальностью. Она свободно циркулирует по телу человека, но только если в теле нет мышечных зажимов. В таком случае естественный поток нарушается, что приводит к болезням и потери чувствительности.
Учёный утверждал, что верным признаком того, что ток оргона в теле нарушен, является невозможность испытывать оргазм всем телом.
Характер человека, по Райху, – это несвобода. Характер – это набор навязанных извне стереотипов и шаблонов. У свободного человека нет:
К созданию оргонного аккумулятора Райха подтолкнуло открытие того, что окружающий мир полон оргонной энергии. Она есть даже в вакууме. Учёный смог найти её благодаря тому, что оргон создаёт электромагнитное свечение, видимое в синем спектре цвета.
Обнаруженный В. Райхом оргон в вакууме
Оргонная энергия скапливается в сооружениях, выполненных в виде пирамид, полусфер и луковиц. Культовые религиозные сооружения либо выполнены в такой форме, либо имеют такие детали в оформлении.
В. Райх планировал с помощью аккумулятора накапливать полезную энергию извне и направлять её в организм пациента. Учёному удалось вылечить множество людей. Он считал, что прибор способен продлить человеку жизнь.
К сожалению, Райх погиб задолго до того, как человек впервые отправился в космос и смог сделать снимки земли, где отчётливо видно сияние оргонной энергии в атмосфере Земли. Вильгельм считал, что Вселенная была создана оргоном. В конце жизни, помимо лечения людей, он занимался разработкой миниатюрных летательных аппаратов, которые работали бы на бесплатном и бесконечном топливе: оргоне.
В. Райх не раз доказал в течение жизни, что опередил своё время. Возможно, человечеству только предстоит в будущем разобраться с наследием великого учёного.
Основные техники, которые помогут достичь выздоровления:
Техника массажа заключается в сдавливании, скручивании и сжимании зажатых мышц. Чтобы воздействовать на внутренние мышцы, недоступные глубокому массажу, пациент должен покричать, поплакать, изобразить рвоту.
Когда проходит мышечный спазм, удаётся высвободить большое количество оргонной энергии. В памяти пациентов возникают давно забытые эпизоды, которые привели к зажатости мышц.
Дыхательная техника – это альтернатива массажу. Используя глубокое дыхание, пациент насыщает тело оргонной энергией, и она пробивает мышечные зажимы.
Техника психоанализа заключается в обсуждении с терапевтом негативных и травмирующих воспоминаний. В своей работе психотерапевты обычно сочетают все техники. Но помимо них огромную роль играет самостоятельная работа пациента и его желание излечиться.
Помимо оргонного аккумулятора, Райх создал комплекс упражнений, которые помогут каждому желающему научиться контролировать ток оргона в теле. Прежде чем приступить к выполнению, нужно расслабиться.
Комплекс упражнений Райха:
Райх Вильгельм (1897 – 1957) – австрийский психолог и социальный мыслитель, основатель фрейдомарксизма. Труды: «Психология масс и фашизм» (1933), «Сексуальная революция» и др. Утверждал, что социальная революция невозможна без сексуальной революции , поскольку сохранение сексуального подавления формирует консервативный тип характера, человека, склонного к слепому подчинению. Это подчинение, осуществляемое сначала традиционной семьей, затем политической и культурной системой, является основой эксплуатации и с необходимостью обуславливает существование авторитарных режимов. Идеи Райх получили развитие в трудах Т. Адорно и Э. Фромма . В 1960-х гг. «новые левые» объявили Райха своим идеологом.
Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 27.
Райх (Reich) Вильгельм (24 марта 1897, Добжциница, Галиция – 3 ноября 1957, Льюисбург, шт. Пенсильвания, США) – австрийский психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 – в США.
Райх в значительной мере испытал влияние Фрейда, Маркса, Ницше, Бергсона и Адлера. На основе ранних работ Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения («органистическая потенция») являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексуальности; он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 Райх написал основополагающую работу «Функция оргазма», где изложил свою т.н. «теорию оргазма», ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям.
Райх развивал идею Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что «невротический характер» – личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, – склонен к слепому подчинению, неспособен к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей осуществляется в патриархальной семье, которую Райх называл «фабрикой структуры общества». В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фромом и Т. Адорно.
Изучение социальных причин невроза привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми, он пытался интерпретировать на основе психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма. По мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка продуцируется «невротическим характером» и коренится в деструктивном слое личности современного человека. Для устранения «общества невротических характеров» необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Райха о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг., будучи воспринято движением «новых левых».
В последний период творчества (1940–50-е гг.) Райх развивал учение об «оргоне» – уникальной энергии, свойственной не только сексуальности, но всем проявлениям жизни. Он трактовал «оргон» как поток витально-психической энергии; эта универсальная всепроникающая энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана.
Т.П. Лифинцева
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 410.
Райх (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австр. психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 года - в США. Райх в значительной мере испытал влияние т3. Фрейда, К. Маркса, Ф. Ницше, А. Бергсона и А. Адлера. На основе ранних работ 3. Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения («органистическая потенция») являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с 3. Фрейдом в трактовке сексуальности: он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам, характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 году Райх написал основополагающую работу «Функция оргазма», где изложил свою т.н. «теорию оргазма», ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям. Райх развивал идею 3, Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что «невротический характер» - личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, - склонна к слепому подчинению, неспособна к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей начинается в патриархальной семье. В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фроммом и Т. Адорно. Изучение социальных причин неврозов привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми учениями, он пытался интерпретировать на основе Психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма: по мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка коренится в деструктивном строе личности совр. человека. Для устранения «общества невротических характеров» необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Р. о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг. среди участников движения т «новых левых». В последний период творчества (1940-1950) Р. развивал учение об «оргоне» - энергии, свойственной не только сексуальности, но и всем проявлениям жизни. Он трактовал «оргон» как поток витально-психической энергии; эта универсальная энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 319-320.
Сочинения: Функция оргазма. СПб.-М., 1997; Психология масс и фашизм. СПб.-М., 1997; Selected Writings. N.Y., 1968.
Литература: Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx. N.Y., 1982; Burian W. Psychoanalyse und Marasmus, Fr./M., 1972; Wilson С. The Quest for Willhelm Reich. L, 1982.
Райх (Reich) Вильгельм (1897- 1957) - немецко-американский психолог. Биография. С 1922 г. - руководитель Венского семинара по психоаналитической терапии. В 1934 г. произошел его разрыв с Международной психоаналитической ассоциацией. С 1939 г. жил в США, где подвергся преследованию властей за развитие своего психотерапевтического метода «оргонного» лечения. Исследования. В начале 1920-х гг. сделал попытку объединить психоанализ с марксизмом на основе идеи о сексуальной революции. Создал свою собственную теорию характера как защитного механизма, позволяющего оградить индивида от внешних воздействий и от его собственных подавленных влечений («характерологический панцирь»). В отличие от фрейдизма биологические влечения интерпретировались им как здоровое начало организма, которое не нуждается в подавлении. Вместо традиционного для психоанализа понимания либидо ввел понятие «оргон», выражающее собой космическую жизненную энергию. В его психотерапевтических разработках ведущая роль признавалась за снятием психического напряжения за счет переживания оргазма.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 488.
Сочинения: The Discovery of the Orgon. The Function of the Orgasm. Sex-economic Problem of Biological Energy. N. Y„ 1942; Charakteranalyse. Koln, 1970; Die sexuelle Revolution. Fr./M., 1971; Die Funktion des Orgasus. Fr./M., 1972; Die Massenpsychologie des Faschismus, 1972; Der Eibruch der sexuellen Zwangsmoral, 1972; Die Entdeckung des Orgons. Der Krebs, 1974; Ausgewehlte Schriften, eine Einfuehrung in die Orgonomie, 1976; Fruhe Schriften. Bd. 1-2, 1977-1982; Christusmord, 1978; Психология масс и фашизм. М.: Тривола, 1997; Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М.: Республика, 1999; Я и оргон// Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001; Страсть юности. Автобиография (1897-1922). М.: Nota Bene, 2002.
Литература: Лейбин В. М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986; В. Райх // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Райх (Reich) Вильгельм (24.3.1897, Добжциница, Галиция,-3.11.1957, Льюисбург, штат Пенсильвания, США), австро-американский врач и психолог, представитель леворадикального фрейдизма. С 1939 года жил в США. В конце 20-х годов пытался объединить фрейдизм с марксизмом (так называемый фрейдо-марксизм), выступал с проповедью сексуальной революции как неотъемлемого элемента любых социальных реформ, с требованием отмены всех форм «репрессивной» морали, упразднения моногамной семьи. Согласно Райху, любой авторитарный общественный строй основан в конечном счёте на сексуальном подавлении, становящемся основой характера и служащим массовым источником неврозов («Массовая психология фашизма», «Massenpsychologie des Faschismus», 1933). Высказал идею об укорененности господствующей социальной системы в психической структуре индивида, позднее развивавшуюся в сочинениях Фромма, Адорно и др.
В учении Райха о характере последний трактуется как своего рода защитное образование («панцирь»), предохраняющее индивида как от внеш. воздействий, так и от его собственных подавленных влечений. В отличие от Фрейда Райх видит в спонтанных влечениях первичную здоровую основу, отрицая изначальное существование агрессивных и деструктивных влечений; культура, по Райху, не нуждается в подавлении и вытеснении инстинктов. Отход Райха от ортодоксального фрейдизма завершился его разрывом в 1934 году с Международной психоаналитической ассоциацией. Утверждая физическую реальность психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и с конца 30-х годов развивал своеобразное натурфилософское учение об универсальной космической жизненной энергии - «оргоне».
В 1960-х годах идеи Райха были восприняты на Западе движением так называемых новых левых, объявивших его своим идеологом.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Charakteranalyse, Köln - В., 1970"; Die sexuelle Revolution, Fr./M., 197Г; Die Funktion des Orgasmus, Fr./M., 1972.
Литература: Robinson P., The Freudian left, N. Y., 1969; Mann W. E., Orgone, Reich and Eros. Wilhelm Reich"s theory of life energy, N. Y., 1973.
Райх-Рубинштейн (Reich-Rubinstein) Анни (1902-1971), американский психоаналитик, жена Вильгельма Райха.
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Исторические лица США (указатель имен).
Selected Writings. Ν. Υ., 1968;
Функция оргазма. СПб.–M., 1997;
Психология масс и фашизм. СПб.–М., 1997.
Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx. N.Y., 1982;
Burian W. Psychoanalyse und Marxismus. Fr./M., 1972;
Wilson С. The Quest for Wilhelm Reich. L., 1982.
Родом из детства
Вильгельм Райх родился в семье зажиточного фермера в Галиции (современная территория Украины). Отец его был человеком жестким и деспотичным, мать, напротив, мягкой и очень красивой женщиной. Мать свою Вильгельм боготворил, а вот отца не любил, хотя и перенял черты его характера. Будущий психоаналитик ревновал родительницу к младшему брату, считая, что Роберту удалось снискать куда большую любовь.
Райх считал, что неврозы происходят от сексуальной неудовлетворенности
В 14 лет Вильгельм застал свою мать в объятиях одного из частных учителей, приглашенных к младшему сыну. Райх рассказал об увиденном отцу, и без того снедаемому ревностью. Мать не выдержала и покончила с собой, а три года спустя погиб и отец — частью от горя, частью от туберкулеза. Эта же болезнь подкосила и младшего брата Вильгельма.
Вильгельм Райх
Психоанализ
Оставшись сиротой, Райх пытался лично управлять фермой и учиться, но вскоре ушел на войну. В 1918 он вернулся с фронта и поступил на юридический факультет университета Вены, но почти сразу перевелся на медицинский. Сдав экзамены экстерном, уже в 1922 Райх получил медицинскую степень и принялся изучать психиатрию. Именно он стал первым ассистентом уже известного на тот момент Зигмунда Фрейда. Правда, научные взгляды учителя и ученика не совпадали. Райх заявлял, что все неврозы человека происходят от сексуальной неудовлетворенности — эти идеи пришлись не по вкусу знаменитому психоаналитику.
Зигмунд Фрейд
В 1928 Вильгельм занял место заместителя директора венской психоаналитической клиники. В ней он принимал пациентов, а также пытался решить свои проблемы с помощью психоанализа. Но Фрейд отказался его принимать, и в дальнейшем ни один психоаналитик не оказался способен помочь Райху распутать клубок противоречий из его прошлого.
Сексуальная революция
В Вене Райх был одним из первых, кто предложил открыть клиники сексуальной гигиены рабочих. Он читал лекции по половому воспитанию и пропагандировал профилактику венерических заболеваний. Райх выступал за образование в сфере контроля рождаемости, раздачу контрацептивов всем желающим и легализацию абортов.
Райх первым начал открывать клиники сексуальной гигиены для рабочих
Также он предлагал разрешить разводы, поскольку, согласно его теории, брак больше не являлся значимым фактором в современном обществе, и люди были вольны в любой момент менять половых партнеров. По злой иронии судьбы, все три брака Райха распались. Под конец жизни Вильгельм боялся, что его теории могут неверно истолковать «грязные умы». Рассуждения психоаналитика о «сексуальной революции» восприняли битники 60-х во главе с Берроузом и объявили его своим идейным предшественником.
Вильгельм Райх
От Маркса до Фрейда
Вильгельм Райх вел активную политическую деятельность. В своих исследованиях он пытался объединить идеи Маркса и Фрейда. В конце 20- он вступил в коммунистическую партию. После прихода к власти фашистов, ему пришлось эмигрировать в Данию. Это был лишь начало его бесконечных скитаний — он сменил несколько стран, прежде чем нашел свой последний приют в Америке. Новому правительству пришлись не по душе социальные теории Райха.
Райх создал собственную теорию возникновения фашизма
Например, он рассуждал о том, что фашизм в Германии возник не только из-за влияния личности Гитлера и деятельности капиталистов. Истоки этого явления он находил в особой психологической структуре немецкого народа. Райх пояснял, что корни фашизма кроются в двойственном отношении к власти в Германии — типичные буржуа бунтуют против власти, но в то же время стремятся к ней. Проявления этого «авторитарного синдрома» психоаналитик обнаруживал в семейной жизни немцев — согласно его теории, подчиняясь диктатуре сверху, представители среднего слоя занимают правящую позицию по отношению к нижестоящим.
Оргономика
В последние годы жизни Райх увлекся лженаучными исследованиями. В 1939 он «открыл» особый вид жизненной энергии, который назвал оргоном. Согласно рассуждениям Райха, оргон лежит в основе всего сущего. С помощью энергии оргона он истолковал строение мира и даже христианскую теологию.
В основе сущего, по Райху, лежит энергия оргона
Его идеи не раз критиковали ученые, поскольку мысль о существовании оргона противоречила многим принятым на тот момент теориям из физики и биологии. В 1954 Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами завела против Райха дело — психоаналитик промышлял тем, что сдавал в аренду медицинский аппарат под названием «оргонный аккумулятор».
Оргонный аккумулятор
Это был большой деревянный ящик, обшитый изнутри железом и разделенный на шесть небольших отделений. В них сажали людей, которые желали наполниться оргоном. На суде Райх заявил, что суд просто не в состоянии понять результаты его эксперимента. Бывшего ученика Фрейда приговорили к двум годам тюрьмы. Книги и результаты его экспериментов приказали сжечь — уже далеко не в первый раз. В 1957 на седьмом месяце заключения Вильгельм Райх умер от сердечного приступа.
Статьи по теме: | |
Спаривание богомолов Самка богомола откусывает голову самцу
У самок богомола есть привычка убивать и есть своих партнеров во время... Как муравьи выращивают детей из яиц
В природе существует более 110 видов муравьёв-жнецов, из них 5 видов... Славка ястребиная Питание птицы славки
ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ (Passeriformes) СЕМЕЙСТВО СЛАВКОВЫХ (Sylviidae)... |