Биография бехтерева в м. Вклад в.М

Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы.

Мистика и материализм

Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

Карта мозга

К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

Парапсихология

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

Анализ проблемы общения

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, - писал он, - не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе
подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения". Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы.

Детская психология

Неутомимый ученый задействовал в экспериментах даже своих детей. Именно благодаря его любопытству современные ученые владеют знаниями о психологии, присущей младенческому периоду созревания человека. В своей статье "Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении" Бехтерев анализирует рисунки «девочки М», которая на самом деле является его пятым ребенком, любимой дочкой Машей. Однако интерес к рисункам вскоре угас, оставив приоткрытой дверь в неосвоенное поле информации, которое отныне были предоставлено последователям. Новое и неизведанное всегда отвлекало ученого от уже начатого и частично освоенного. Бехтерев открывал двери.

Опыты с животными

В. М. Бехтерев с помощью дрессировщика В.Л. Дурова провел порядка 1278 опытов мысленного внушения информации собакам. Из них 696 было признано удачными, и то, по словам экспериментаторов, исключительно из-за некорректно составленных заданий. Обработка материала показала, что «ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Вот как описывал В.М. Бехтерев третий опыт, когда собака по кличке Пикки должна была вскочить на круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. «И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот».

Бессознательная телепатия

Бехтерев утверждал, что передача и чтение информации посредством мозга, эта удивительная способность, называемая телепатией, может реализовываться и без ведома внушающего и передающего. Многочисленные эксперименты по передаче мысли на расстоянии были восприняты двояко. Именно в результате последних экспериментов Бехтерев продолжил дальнейшую работу «под прицелом НКВД». Вызывавшие интерес Владимира Михайловича возможности внушения информации человеку были значительно серьезнее аналогичных опытов с животными и, по словам современников, трактовались многими как попытка создания психотронного оружия массового поражения.

Кстати...

Академик Бехтерев, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости превратятся в злых или наивных маразматиков и станут балластом на плечах собственных внуков и взрослых детей. 80% - это значительно больше, чем число тех, кому суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Чтобы войти в будущем в счастливые 20%, начинать важно уже сейчас.

С годами лениться начинают практически все. Мы много работаем в юности, чтобы отдохнуть в старости. Однако чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: «вкусно поесть - вдоволь поспать». Интеллектуальная работа ограничивается разгадыванием кроссвордов. Возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим, давит груз прошлого. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Страдает память и способности к мышлению. Постепенно человек отдаляется от мира реального, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир.

Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами, приобретая всё больше и больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Более всего оно грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты как чрезмерная принципиальность, упорство и консерватизм скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга.

1. Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

3. Вы часто произносите: «А вот раньше», то есть, вспоминаете и ностальгируете по старым временам.

4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.

5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало.

6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

7. Из двух фильмов - произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив - вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах.

8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.

10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так - правильнее.

Рекмендации по развитию мозга

Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства. Им по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Они всё время держат руку на пульсе современной жизни, отслеживая модные тенденции и даже в чём-то опережая их. Такая «производственная необходимость» и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы.

2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете.

3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете.

4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты.

5. Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу.

7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после - действительно спасает от слабоумия.

8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое - всё, о чем сможете вспомнить.

9. Разбивайте привычки и ритуалы. Чем более следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы «закоптитесь» и придете к слабоумию. Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего никогда раньше не умели.

10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!

(1857-1927) русский психиатр и невропатолог

Владимир Михайлович Бехтерев родился в небольшом удмуртском селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Его отец, Михаил Бехтерев, был становым приставом, мать, Надежда Львовна, происходила из купеческой семьи.

Владимир был третьим и самым младшим ребенком в семье. Первые годы его жизни прошли в постоянных переездах. Отца с повышением перевели в Глазов, где семья поселилась в собственном доме. Вскоре старший Бехтерев получил новое повышение по службе и стал начальником отделения по надзору за политическими ссыльными. С одним из них, польским журналистом К. Тхижевским, Владимир занимался иностранными языками, готовясь к поступлению в гимназию. В 1864 г. он вместе с матерью приехал в Вятку, где успешно выдержал экзамены и был принят сразу во второй класс гимназии. Но успех был омрачен неожиданным заключением врачей, обнаруживших у его отца чахотку. Бехтеревым пришлось вновь переехать, на сей раз в Вятку, где отец купил дом, и семья начала обустраиваться на новом месте. Вскоре отец Владимира умер, но мать сумела добиться, чтобы ее детей учили в гимназии «за казенный счет».

Владимир становится в гимназии одним из лучших учеников, он досрочно проходит программу обучения и получает аттестат зрелости, когда ему еще не исполнилось 17 лет. Летом 1872 года он приехал в Петербург и стал студентом Медико-хирургической академии. По итогам вступительных экзаменов он получил право на бесплатное обучение с единственным условием: закончив учебу, он должен был стать военным врачом.

Свою будущую профессию Владимир Бехтерев избрал случайно. На втором курсе от перегрузки у него случилось нервное расстройство, и он оказался в академической клинике, которой руководил один из крупнейших русских врачей-психиатров Иван Михайлович Балинский. После выздоровления Бехтерев начинает посещать студенческий семинар Балинского.

Вместе с Владимиром Бехтеревым в Академии учился будущий физиолог Иван Петрович Павлов . После окончания учебного заведения их дружба не прерывалась до самой смерти Бехтерева, хотя отношения между ними скорее напоминали соперничество.

В 1877 году началась русско-турецкая война, и, несмотря на то что студенты старших курсов не подлежали призыву, Бехтерев добился разрешения отправиться на фронт. Он работал врачом в составе медицинского отряда, организованного на средства предпринимателей братьев Рыжовых, участвовал во всех крупных сражениях. На следующий день после взятия Плевны, Владимир Бехтерев заболел малярией, и после пребывания в эвакогоспитале его отправили на лечение в Петербург.

Выйдя из больницы, Владимир Бехтерев узнал, что, как участник военных действий, он может продолжить обучение бесплатно и без сокращения срока. Однако он не воспользовался полученной привилегией и досрочно сдал все экзамены вместе с сокурсниками, не прерывавшими учебы. В 1878 г. Бехтерев блестяще защитил дипломную работу, посвященную лечению редких форм туберкулеза. Ученый совет рекомендовал ее к печати и присудил автору именную премию.

Владимир Михайлович Бехтерев не смог воспользоваться правом защитить докторскую диссертацию без предварительной сдачи экзаменов, так как ему нужно было продолжить военную службу. Учитывая научные заслуги молодого врача, руководство Академии смогло договориться о продолжении им службы в качестве стажера в академической клинике душевных и нервных болезней. Бехтерев вошел в число учеников Балинского. Параллельно с работой в клинике он преподавал в Академии.

В 1878 году он женился на своей землячке Н. Базилевской. Вскоре у супругов рождается сын Евгений, а за ним - дочь Ольга. Через неделю после ее рождения, Владимир Бехтерев блестяще защищает диссертацию и получает степень доктора медицины и звание приват-доцента. Его диссертация была посвящена установлению связей между психическими нарушениями и клиническими симптомами. Он сформировал признаки, по которым можно было установить наличие того или иного психического заболевания.

Помимо присуждения докторской степени, Бехтереву предоставили право совершить заграничную командировку. Он отправился в Германию, где хотел пройти стажировку у крупнейших немецких неврологов Вестфаля и Менделя. Приехав в Берлин, Владимир Бехтерев узнал, что немецкое правительство ограничивало сроки пребывания иностранцев в столице шестью неделями. Тогда он переезжает в Лейпциг, где начинает работать в клинике П. Флексига. Под руководством ученого, Бехтерев впервые обращается к исследованию физиологии нервных процессов. Он опубликовал несколько статей в немецких журналах, где заложил основы новой науки, названной нейрофизиологией.

Флексиг высоко оценил работу русского ученого и предложил Бехтереву продолжить стажировку в Париже, у известного ученого Жана Мартена Шарко. Однако, приехав в Париж, Владимир Михайлович Бехтерев получил письмо от министра народного просвещения А. Делянова, который предлагал ученому занять должность профессора и заведующего кафедрой душевных болезней в Казанском университете. К тому времени он входит в круг крупнейших ученых Европы.

Владимир Бехтерев соглашается и пробыв летом 1885 года в Париже всего несколько недель, возвращается в Россию. В Казани он становится во главе одного из крупнейших в стране психоневрологических центров, благодаря выделенным властями средствам открывает лабораторию и клинику. Постепенно Бехтерев создает оборудованную по последнему слову техники нейрофизиологическую лабораторию, в которой разрабатываются уникальные методы лечения психических болезней.

Талантливый ученый изучает строение головного мозга, а свои наблюдения обобщает в книге «Проводящие пути мозга» (1892), которая сразу же была переведена на основные европейские языки. По его инициативе в Казани учреждается кафедра невропатологии, во главе которой становится ученик Бехтерева профессор Л. Даркшевич.

Однако семейная жизнь ученого складывается не так благополучно, как научная карьера. Вскоре поле переезда в Казань от туберкулеза умирает его старший сын. Но через некоторое время у него рождается сын и дочь.

В 1893 г. Владимир Михайлович Бехтерев получает приглашение от начальника петербургской Военно-медицинской академии возглавить кафедру душевных и нервных болезней. Переехав в Петербург, ученый сосредотачивается на изучении физиологии мозга. В руководимой им клинике он организует первое в стране нейрохирургическое отделение. Вокруг ученого собирается коллектив перспективных молодых исследователей, возникает уникальное научное содружество, в котором хирурги работают бок о бок с психиатрами. Впервые в мире Бехтерев демонстрирует случаи хирургического излечения психических заболеваний. Кроме того, он организует при клинике ряд специализированных лабораторий, в которых проводятся исследования по анатомии и физиологии мозга, по экспериментальной психологии. По инициативе ученого организуются специальные лечебные мастерские, в которых работают больные. Он доказал, что трудовая деятельность может стать важнейшим средством для лечения психических расстройств.

В 1895 г. ученый выпускает второе издание книги «Проводящие пути мозга», за которую его выдвигают на премию имени К. Бэра, высшую награду по естественным наукам Российской Академии наук. Бехтерев обращается в Академию с письмом, в котором соглашается принять премию только в том случае, если она будет разделена с И. Павловым, чья работа также была выдвинута. Президиум Академии принимает решение объединить первую и вторую премии и присудить ученым по специальной награде в размере 700 рублей.

Параллельно с признанием в России растет и международная известность Бехтерева. Он становится членом ряда крупнейших научных обществ и европейских академий наук. 15 мая 1899 года ему присуждают звание академика Военно-медицинской академии.

В конце XIX в. руководимая ученым клиника становится крупнейшим как в России, так и в Европе центром по подготовке врачей-невропатологов и психиатров. В ней работают стажеры из разных стран мира и изо всех уголков страны. При клинике выходят несколько научных журналов и ежегодные выпуски научных отчетов.

Трудоспособность Владимира Бехтерева была поистине поразительной. Он ежегодно публиковал около двадцати научных работ, преподавал, совершал ежедневные обходы и еженедельно вел амбулаторный прием. Под его руководством были разработаны уникальные методы диагностики заболеваний головного мозга. Любопытно, что еще в 1907 г. работавший в клинике Бехтерева врач Г. Вихрев построил первый в мире рентгеноскоп - прибор, позволявший получать стереоскопические рентгеновские изображения. Бехтерев оценил открытие и предсказал ему большое будущее, но в то время уровень развития науки не позволял создать полноценный аппарат. Лишь много лет спустя он будет построен в США и назван томографом.

С началом русско-японской войны, Владимир Михайлович Бехтерев направляет своих учеников на Дальний Восток для нейрохирургической помощи раненым.

В 1905 году скоропостижно умирает начальник Военно-медицинской академии, и Ученый совет единогласно голосует за назначение Бехтерева на этот пост. Уже в первые месяцы пребывания на новой должности он принимает решение восстановить в Академии всех студентов, ранее исключенных за участие в революционных действиях. Опасаясь волнений, власти не решились отменить приказ Бехтерева, однако в январе 1906 г. военный министр все же отстранил его от должности, мотивируя свое решение тем, что административная деятельность отвлекает ученого от научных исследований.

Бехтерев с головой уходит в научную работу, выпуская свой фундаментальный труд «Основы учения о функциях мозга». В этой работе он устанавливает соответствие системы условных рефлексов с работой различных отделов мозга, разрабатывает методику комплексной диагностики головного мозга, с помощью которой врачи последующих поколений успешно лечили больных. Работа была выдвинута на премию Бэра, но Бехтерев не получил ее из-за отрицательного отзыва И. Павлова, который не принял концепцию коллеги, считая ее слишком революционной.

Свободное время Владимир Бехтерев обычно проводил на даче в местечке Куоккала. Там он познакомился со знаменитым русским художником Ильей Репиным , который написал портрет ученого.

После завершения войны с Японией Бехтерев смог добиться осуществления своего давнего замысла - организовать Психоневрологический институт. Со временем он стал одновременно учебным и научно-исследовательским учреждением. Бехтерев собрал коллектив, состоявший из крупнейших русских ученых. В институте читали лекции физиолог Николай Введенский, историк Евгений Тарле, химик Д. Цвет, биологи Г. Вагнер и М, Ковалевский.

Когда в 1911 году некоторые преподаватели покинули государственные вузы в знак протеста против политики тогдашнего министра народного просвещения Льва Кассо, многие из них стали работать у Бехтерева. Властям не понравилось подобное развитие событий, и при первой же возможности, которая представилась в 1913 году, когда Владимиру Михайловичу Бехтереву исполнилось 56 лет, ему было предложено подать рапорт об отставке с военной службы, что означало уход из Академии. Одновременно он был вынужден прекратить работу в Женском медицинском институте, его пытались уволить и из Психоневрологического института, но приказ Кассо вызвал единодушный протест всего коллектива, и власти не стали настаивать на выполнении решения.

Бехтерев оставался во главе института вплоть до 1918 года, когда по решению советского правительства учреждение было переименовано в Институт мозга.

Уйдя из академии, ученый выпустил двухтомный труд «Общая диагностика болезней нервной системы», где обобщил свой огромный опыт. Многие годы эта работа была настольной книгой невропатологов и психиатров.

После прихода к власти большевиков, Владимир Бехтерев работал в научных советах при Наркомпросе и Наркомздраве. В институте Бехтерева были открыты курсы по подготовке военных фельдшеров для Красной Армии.

Ученый продолжал печатать научные труды. В 1918 г. он выпускает книгу «Общие основы рефлексологии», в которой применяет наблюдения Павлова к человеку. Вскоре Бехтерев становится президентом Психоневрологической академии.

Весной 1923 года он отправляется в заграничную командировку, причем по дороге останавливается в Москве, где консультирует Владимира Ильича Ленина , у которого незадолго до этого произошел обширный инсульт, вызвавший потерю речи и паралич.

В 1925 году в Москве и Ленинграде отмечали 40-летие научной деятельности Бехтерева. Вскоре после юбилея он теряет жену - она умирает от воспаления легких. Чтобы поддержать его, к Бехтереву переезжает старший брат Николай. Пытаясь заново устроить свою семейную жизнь, знаменитый ученый женится на одной из своих сотрудниц.

В декабре 1927 г. он приехал в Москву, где открывался съезд невропатологов и психиатров. Утром 24 декабря ученого неожиданно вызвали в Кремль для консультации. Лишь много лет спустя стало известно, что в этот день он осматривал Иосифа Сталина и поставил ему безжалостный, но верный диагноз - параноидальная шизофрения. Вечером Владимир Бехтерев приехал на банкет по случаю открытия съезда, а на следующий день внезапно умер от острого кишечного отравления. Хотя врачи настаивали на вскрытии, тело ученого в срочном порядке кремировали и отправили в Ленинград. Урну с прахом установили в созданном еще в 1925 году музее при институте. Лишь много лет спустя она была захоронена на Волковом кладбище.

Дело Владимира Михайловича Бехтерева продолжили его потомки. Дочь его сына Петра - Наталья Петровна Бехтерева - стала врачом-невропатологом и за разработку новых методов лечения она была избрана членом Академии наук СССР.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно-медицинской академии

Владимир Михайлович Бехтерев (20 января (1 февраля) 1857, Сарали (ныне Бехтерево, Елабужский район) - 24 декабря 1927, Москва) - выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Биография

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сарали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857 г.). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии.
По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

По защите докторской диссертации (4 апреля 1881) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В том же году Владимир Михайлович был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как учёного стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Учёный утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908-1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 году в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.
В нём были открыты педагогический, юридический и медицинский факультеты. В 1916 году эти факультеты были преобразованы в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. Сам Бехтерев принимал активное участие в работе института и университета, возглавлял хозяйственный комитет последнего.

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на молоденькой племяннице Ягоды Берте Яковлевне.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.

Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет.

По мнению правнука В. М. Бехтерева, С. В. Медведева, директора «Института мозга человека»:

«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга».

ВЕРСИИ О ПРИЧИНАХ СМЕРТИ В.М. БЕХТЕРЕВА
Лукашина В.А., Губанова Г.В.

В 2012 году исполняется 155 лет со дня рождения и 85 лет со дня смерти Бехтерева Владимира Михайловича - основоположника отечественной экспериментальной психологии, врача, невропатолога, психиатра, физиолога и морфолога, работы которого по изучению морфологии мозга стали значительным вкладом в науку .

Обстоятельства неожиданной смерти этого замечательного учёного, последовавшей 24 декабря 1927 года, до сих пор окончательно не выяснены и служат почвой для различных легенд. Существуют несколько версий причин кончины Бехтерева. Рассмотрим некоторые из них.

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. По сведениям, в декабре 1927 года Бехтерев, собираясь из Ленинграда в Москву на I Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, получил из лечебного управления Кремля телеграмму с просьбой, приехав в Москву, связаться с управлением. В пятницу 22 декабря, вернувшись из Кремля, Бехтерев выступил с докладом на съезде, затем с самого утра 23 декабря осматривал новую лабораторию Института психопрофилактики, а оттуда отправился в Большой театр на балет Чайковского «Лебединое озеро». Именно там будто бы учёный в буфете что-то съел, и это способствовало его отравлению. Со второго действия В.М. Бехтерев вернулся в квартиру профессора С.И. Благоволина, у которого остановился в Москве, почувствовав себя плохо. Приглашенный профессор Бурмин прописал ему постельный режим. К вечеру самочувствие Бехтерева резко ухудшилось. На сей раз вместе с Бурминым прибыли профессор Шервинский, а также два врача - Клименков и Константиновский. Оба профессора подтвердили утренний диагноз - острое желудочно-кишечное заболевание; врачи остались дежурить на ночь.

Общее отравление организма Бехтерева неудержимо нарастало. Он временами терял сознание. Дыхание стало прерывистым. Частота пульса резко упала, и в 23 часа 45 минут 24 декабря после короткой агонии великий учёный скончался от паралича сердца .

Утром 25 декабря квартира Благоволина наполнилась светилами советской медицины того времени. Прибыли невропатологи Г.И. Россолимо, Л.С. Минора, В.В. Крамер, психиатр В.А. Гиляровский, патологоанатом А.И. Абрикосов, нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Скульптор И.Д. Шадр снял гипсовую маску, а профессор Абрикосов извлёк мозг умершего. Была оглашена последняя воля В.М. Бехтерева: мозг его передать в Ленинградский институт по исследованию мозга, тело кремировать.

Смерть Бехтерева породила версию-легенду со многими неизвестными. Сомнения в официальной версии возникли у многих коллег учёного-медика. Одни считают, что странно и глупо думать "будто учёного с мировым именем могли потчевать в прославленном театре несвежей пищей" . Другие утверждают, что больному Бехтереву была оказана недостаточная и неквалифицированная помощь. Некролог в журнале «Вестник знания» сообщил, что причина смерти - желудочно-кишечное заболевание.
Это заключение сторонниками версии отравления оценивается как «неопределённое и непрофессиональное» . Это, разумеется, совсем не так. Врачи пытались сделать всё возможное, используя все достижения науки того времени.

Странным кажется, на наш взгляд, тот факт, что "представители Наркомздрава решили не делать вскрытия и патологоанатомического исследования, а решили лишь изъять мозг" . Тело же якобы по воле учёного кремировали, а ведь все родственники Бехтерева (кроме его жены) были против этого.

Одним из предположений было, что Бехтерев был специально отравлен органами НКВД после того, как нелицеприятно отозвался о состоянии психического здоровья И.В. Сталина. Будто бы на заседание съезда 22 декабря Бехтерев опоздал на несколько часов. На вопросы коллег о причине задержки он с раздражением ответил, что «смотрел одного сухорукого параноика». Более того, Бехтерев сделал губительное для себя заключение, что с таким заболеванием человек не может руководить страной. И этими выводами Бехтерев неосторожно и открыто якобы делился с коллегами, откровенно называя Сталина «сухоруким параноиком». Но так сказать о пациенте не может даже начинающий психиатр, а Бехтерев был крупнейшим специалистом, признанным во всём мире. Он отличался исключительным тактом, деликатностью, тонкостью в отношениях с людьми, призывал коллег соблюдать врачебную тайну, щадить самолюбие больных...

Совершенно иную версию смерти Бехтерева высказывал в беседе с корреспондентом журнала «Техника молодежи» Рудольфом Баландиным писатель Глеб Анфилов. Согласно его гипотезе, смерть учёного была непосредственно связана с его работами в области создания «идеологического оружия» . Во время бесед с бывшими сотрудниками Бехтерева Анфилов узнал, что выделилось два направления в исследованиях. Одно из них - передача мыслей и эмоций на расстоянии, то есть телепатия. При разработках другого направления для внушения использовалась обычная радиосеть или микрофон.

Получившееся в результате экспериментов «идеологическое оружие» должно было иметь внутреннее применение. Если обычно психологическое оружие направляется на подавление и дезорганизацию неприятеля, то это, напротив, должно было мобилизовать и вдохновлять «своих». Фактически это было оружие для покорения собственного народа. Оно создавало не только послушные толпы, но и образ обожаемого вождя. В начале 1927 года один из руководителей работ неожиданно пропал, скорее всего, сбежал в Германию, прихватив с собой секретные бумаги. Это многое объясняет в сходстве политических ситуаций России и Германии тех времён.
Бехтерев оказался под прицелом НКВД. К тому же власти уже не испытывали в нём нужды, поскольку метод был отработан и апробирован. .

«Обстоятельства смерти академика Бехтерева в конце двадцатых годов тайно расследовались тремя крупными российскими юристами: Н. К. Муравьевым, П. Н. Малянтовичем и А. А. Иогансеном», - пишет в своей книге внук последнего . По словам автора данного исследования, в 1927 году Г.Е. Зиновьев, стоявший во главе Ленинградской парторганизации, вступив в смертельную схватку со Сталиным за власть, решил выдвинуть против «вождя и учителя» обвинение в отравлении Ленина. Зиновьев в 1927 г. рассчитывал победить Иосифа Виссарионовича с помощью свидетельских показаний Бехтерева. Для чего и стал оказывать давление на учёного. Тот в 1923 году осматривал больного Ленина и не имел сомнений в том, что Владимир Ильич был отравлен. Экспертное заключение Бехтерева - учёного с мировым именем и колоссальным авторитетом - могло поставить Сталина в очень затруднительное положение. Однако выход нашёлся. «Нет человека - нет проблемы».
И великого учёного не стало .

Такого же мнения придерживался и правнук Бехтерева, Святослав Лебедев, директор Института мозга человека. Он считает, что учёный был убит из-за диагноза, поставленного Владимиру Ленину (сифилис головного мозга). Хотя Владимир Ильич к тому времени уже лежал в мавзолее, правда об истинной причине его смерти никоим образом не должна была стать достоянием гласности. Поэтому, предотвращая утечку опасной информации, Бехтерева вполне могли убить .

Позже Наталья Петровна Бехтерева, выступая по телевидению, заявила буквально следующее: «У нас в семье всем было известно, что отравила Владимира Михайловича его вторая жена...» . И это заявление ещё больше запутывает и без того запутанную историю гибели прославленного академика...

Смерть великого русского учёного Владимира Михайловича Бехтерева, занимавшегося среди многого другого физиологией высшей нервной деятельности, до сих пор окружена завесой тайны . Подтверждением или опровержением какой-либо из версий может стать только работа с архивными засекреченными документами НКВД, при условии, если такие документы существуют.

Rae.ru›forum2012/9/2506

Но никакие меры уже не приносили пользы. Общее отравление организма Бехтерева неудержимо нарастало. Он временами терял сознание. Дыхание стало прерывистым.
Частота пульса резко упала, и в 23 часа 45 минут 24 декабря после короткой агонии великий учёный скончался от паралича сердца.

Voenternet.livejournal.com›179491.html
Официальная версия причины смерти гласила: паралич сердца из-за кратковременного приступа...

Задача данной статьи - выяснить истинную причину ухода из жизни выдающегося русского психиатра академика ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА БЕХТЕРЕВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

2 8 30 49 55 72 78 81 84 96 97 102 112 125 135 152 165 175 197 198 208 220 235 238 248 272
Б Е Х Т Е Р Е В В Л А Д И М И Р М И Х А Й Л О В И Ч
272 270 264 242 223 217 200 194 191 188 176 175 170 160 147 137 120 107 97 75 74 64 52 37 34 24

3 15 16 21 31 44 54 71 84 94 116 117 127 139 154 157 167 191 193 199 221 240 246 263 269 272
В Л А Д И М И Р М И Х А Й Л О В И Ч Б Е Х Т Е Р Е В
272 269 257 256 251 241 228 218 201 188 178 156 155 145 133 118 115 105 81 79 73 51 32 26 9 3

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ = 272.

272 = 139-НАРУШЕНИЯ + 133-РИТМА МИОКАРДА.

272 = 199-НАРУШЕНИЯ РИТМА + 73-МИОКАРДА.

272 = 191-\63-ГИБЕЛЬ + 128-СЕРДЕЧНЫЙ\ + 81-ПАРАЛИЧ.

97 = 57-(с)ЕРДЦЕ + 40-РАЗЛА*(д)
__________________________________
176 = (укоро)ЧЕН РИТМ МИОКАРДА*

102 = 57-(с)ЕРДЦЕ + 45-РАЗЛАД*
___________________________________
175 = (укоро)ЧЕН РИТМ МИОКАРД*(а)

Звёздочкой помечены (опорные буквы кода ИМЕНИ).

Справка:

Синдром укороченного PQ: причины, симптомы, лечение
FB.ru›article/279943/sindrom-ukorochennogo-pq…
Синдром укороченного PQ является одним из целой плеяды проявлений нарушений сердечного ритма. Он редко бывает самостоятельной патологией.
В основном в историях болезни фигурирует как осложнение основного заболевания и является одной из частых причин внезапной смерти.

84 = 3-(от уколо)В* + 81-ПАРАЛИЧ
________________________________
191 = ПАРАЛИЧ ОТ УКОЛОВ*

157 = (пар)АЛИЧ ОТ УКОЛОВ*
____________________________
118 = В*ЛИЯНИЕ УК(олов)

154 = (пар)АЛИЧ ОТ УКОЛО*(в)
_____________________________
133 = ВЛИЯНИЕ УКО*(лов)

139 = (пар)АЛИЧ ОТ УКОЛ*(ов)
____________________________
145 = ВЛИЯНИЕ УКОЛ*(ов)

"Глубинная" дешифровка предлагает следующие варианты, в которых совпадают все столбцы:

БЕ(да) + (зады)Х(ае)Т(ся) + (дыхани)Е (п)РЕ(р)В(ано) + В(незапный) (раз)ЛАД (р)И(тма) МИ(ока)Р(да) + М(гновен)И(е) + (зады)ХА(ющи)Й(ся) + (останов)Л(ен)О (кро)В(ообращение) + (парал)ИЧ

272 = БЕ,Х,Т, + ,Е,РЕ,В, + В,ЛАД,И, МИ,Р, + М,И, + ,ХА,Й, + ,Л,О,В, + ,ИЧ.

БЕ(да) + (зады)Х(ае)Т(ся) + (дыхани)Е (п)РЕ(р)В(ано) + В(незапный) (раз)ЛАД (р)И(тма) МИ(ока)Р(да) + (у)МИ(рающий) + (зады)ХА(ние) + (де)Й(ствие) (уко)ЛОВ + (парал)ИЧ

272 = БЕ, + ,Х,Т, + ,Е,РЕ,В, + В,ЛАД,И, МИ,Р, + ,МИ, + ,ХА, + ,Й,ЛОВ + ,ИЧ.

Справка:

Что собой представляет паралич сердца
cordislab.com›zabolevaniya-serdca/347…umiraet…
Внезапная смерть сердца – это состояние человека, при котором сердечная мышца без видимых на то причин, перестаёт поддерживать правильный ритм и останавливает свою работу. То есть простыми словами сердце резко перестаёт биться.

Паралич сердца – это угрожающее жизни (терминальное) состояние, при котором произвольные сокращения миокарда внезапно прекращаются, вследствие чего сердечные мышцы теряют способность перекачивать кровь и поддерживать нормальный кровоток в организме.
Паралич сердца: причины, симптомы, диагностика...
ilive.com.ua›paralich-serdca 98304i15949.html

Внезапная остановка сердца и есть паралич сердца. Сердце внезапно перестаёт биться, без каких либо явных причин.
zoovet.ru›slovo.php?slovoid=5043

Внезапная сердечная смерть, паралич сердца
medicin-germany.ru›bolezni…smert-paralich-serdca/
Под внезапной сердечной смертью понимается состояние, когда сердце неожиданно и без предшествующих тому причин... В большинстве случаев моментальная сердечная смерть вызывается нарушением кровообращения в сосудах сердца...

5 8 9 14 37 38 57 86 110 116 135 138 145 162 181 196 202 207 213 224 225 227 244 276
Д В А Д Ц А Т Ь Ч Е Т В Ё Р Т О Е Д Е К А Б Р Я
276 271 268 267 262 239 238 219 190 166 160 141 138 131 114 95 80 74 69 63 52 51 49 32

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

Д(ыхание) (прер)В(ано) + (остановк)А + (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (токси)ЧЕ(ское) ((о)Т(ра)В(ление) + (м)ЁРТ(в) + О(становлено) (кровобращени)Е + (сер)ДЕ(чная) КА(тастрофа) + (ги)Б(ель) + (от)Р(авилс)Я

276 = Д,В, + ,А + ,ДЦА,ТЬ + ,ЧЕ,Т,В, + ,ЁРТ, + О,Е + ,ДЕ, КА, + ,Б, + ,Р,Я.

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

238 = (двадца)ТЬ ЧЕТВЁРТОЕ ДЕКАБРЯ
____________________________________
37 = ДВАДЦ(ать...)

238 = 37-ЯД + 201-УМИРАНИЕ ОТ УКОЛОВ
_
37 = ЯД

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = СЕМЬДЕСЯТ = 146.

18 24 37 66 71 77 95 127 146
С Е М Ь Д Е С Я Т
146 128 122 109 80 75 69 51 19

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

СЕ(рдечная) (с)М(ерт)Ь + Д(ыхани)Е (прерывает)СЯ + (ка)Т(астрофа)

146 = СЕ,М,Ь + Д,Е,СЯ + ,Т,.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

127 = СЕМЬДЕСЯ(т)
_______________________________________

127 = 12-(уко)Л + 115-ГИБЕЛЬНЫЙ (исход)
_______________________________________
155 = 12-(уко)Л + 143-ГИБЕЛЬНЫЙ ИС(ход)


РСФСР
СССР Научная сфера: Альма-матер :

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) , Сорали (ныне Бехтерево, Елабужский район) - 24 декабря , Москва) - выдающийся русский медик -психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик .

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.

Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину . Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет .

По мнению правнука В. М. Бехтерева, Медведева С. В. , директора «Института мозга человека»:

«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга.»

Семья

  • Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна - дочь.
  • Бехтерева, Наталья Петровна - внучка.
  • Никонов, Владимир Борисович - внук.
  • Медведев, Святослав Всеволодович - правнук.

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • Осень 1914 - декабрь 1927 года - особняк - набережная реки Малой Невки , 25.

Память

В честь Бехтерева были выпущены почтовые марки и памятная монета:

Памятные места

  • «Тихий берег» - усадьба Бехтерева в нынешнем посёлке Смолячково (Курортный район Санкт-Петербурга), - памятник истории.
  • Дом В. М. Бехтерева в Кирове - памятник истории.

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с ), затем как психорефлексологию (с ) и как рефлексологию (с ). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя - Бехтерева , запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева - Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева », «Анкилозирующий спондилит »). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

  1. по нормальной анатомии нервной системы;
  2. патологической анатомии центральной нервной системы;
  3. физиологии центральной нервной системы;
  4. по клинике душевных и нервных болезней и, наконец,
  5. по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», ).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», ) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», ). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Сочинения :

  • Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
  • Объективная психология, СПБ, 1907-10;
  • Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
  • Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни . СПб: Издание К.Л.Риккера, 1908
    • Bechterew, W. M. La suggestion et son rôle dans la vie sociale ; trad. et adapté du russe par le Dr P. Kéraval. Paris: Boulangé, 1910
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15;
  • Коллективная рефлексология, П., 1921
  • Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923;
  • Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926;
  • Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Из фотоархива

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров А. С. Бехтерев / Послесл. Н. Т. Трубилина.. - М .: Молодая гвардия , 1986. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 2 (664)). - 150 000 экз. (в пер.)
  • Чудиновских А. Г. В.М. Бехтерев. Жизнеописание. - Киров: ООО «Триада-С», 2000. - 256 с. с. - 1000 экз.

Историография и ссылки

  • Акименко, М. А. (2004). Психоневрология - научное направление, созданное В. М. Бехтеревым
  • Акименко, М. А. & Н.Деккер (2006). В. М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета
  • Бехтерев, Владимир Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Роль внушения в общественной жизни - речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 1 февраля
  • Родившиеся в 1857 году
  • Родившиеся в Вятской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1927 году
  • Умершие в Москве
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психиатры России
  • Психиатры Российской империи
  • Физиологи России
  • Психологи по алфавиту
  • Персонологи
  • Похороненные на Литераторских мостках
  • Выпускники Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Казанского университета
  • Гипнотизёры России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) - выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы.

В. М. Бехтерев родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежского секретаря. В 16 лет, по окончании гимназии, он поступил в Медико-хирургическую академию, впоследствии переименованную в Военно-медицинскую. Из-за сильного переутомления при подготовке к вступительным экзаменам и нервного стресса, связанного со сдачей экзаменов, в сентябре он попал на лечение в клинику нервных болезней профессора Н. Н. Сикорского. Знакомство и беседы с профессором произвели на юношу такое большое впечатление, что это определило его выбор специализации и активную позицию в овладении будущей профессией.

Стимулом к самореализации творческого потенциала Владимира Бехтерева стала возможность, начиная уже с третьего курса, активно включиться в исследовательскую работу.

В 1878 г., по окончании Академии, он был оставлен на кафедре нервных болезней у профессора И. П. Мержеевского для подготовки к профессорскому званию.

Об активной самореализации творческого потенциала В. М. Бехтерева свидетельствует такой факт. В 24 года он успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний».

На его научное творчество большое влияние оказал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Физиологические работы В. М. Бехтерева, имеющие особое значение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883 г., он тщательно изучал вопросы, связанные с раздражением различных участков нервной системы, особенно высших ее отделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования В. М. Бехтерева (совместно с Н. А. Миславским), показавшие, что в промежуточном мозге (таламической области) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, глаз и других органов и систем. Исходя из этих данных, В. М. Бехтерев утверждал, что в этом отделе центральной нервной системы существуют высшие вегетативные (в частности, симпатические) центры. Таким образом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909 – 1912 гг. австрийскими неврологами Карплусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано В. М. Бехтеревым. В частности, он показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций.

Во время заграничной командировки, предпринятой для ознакомления с зарубежными достижениями в области психиатрии и психологии, В. М. Бехтерев получил извещение о том, что он избран ординарным профессором кафедры психиатрии Казанского университета. Это случилось в 1885 г., когда ему было 28 лет. Здесь в полной мере раскрылся его творческий потенциал как органи­затора науки. В.М.Бехтерев стал основателем первого русского журнала по неврологии – «Неврологического вестника» и первого Б России Казанского общества неврологов и психиатров. В 1895 г. в Казани он создал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1888 г. опубликовал монографию «Сознание и его границы». Здесь, в Казани, развернулись в полной мере его исследования в области морфологии и физиологии нервной системы.


В работах В. М. Бехтерева освещались также ключевые вопросы психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Морфологические работы В. М. Бехтерева посвящены строению всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга. Он значительно расширил сведения о проводящих путях и строении нервных центров; впервые описал ряд не известных до него пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, было описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название «ядро Бехтерева».

Результаты своих многочисленных исследований Бехтерев обобщил в фундаментальном труде «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893). Второе двухтомное издание вышло в свет, когда он уже работал в Петербурге (1896 – 1898).

В 37 лет В. М. Бехтерев стал профессором Военно-медицинской академии, а в 1897 г. – профессором женского медицинского института. Здесь он создал вторую (после Казани) психологическую лабораторию. Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, В. М. Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделения и др. представлены в коре больших полушарий соответствующими центрами. Им была установлена также локализация других центров в коре больших полушарий.

В 1895 г. В. М. Бехтерев доказал, что раздражение определенных центров мозга ведет к одновременному торможению соответствующих антагонистических центров. Этот принцип имел существенное значение в деятельности нервной системы.

Результаты своих двадцатилетних исследований в области физиологии нервной системы В. М. Бехтерев обобщил в капитальном труде «Основы учения о функциях мозга», вышедшем в семи выпусках (1903 – 1907).

Клинические работы В. М. Бехтерева посвящены различным вопросам невропатологии и психиатрии. Он первым выделил ряд характеристик рефлексов и симптомов, имеющих важное значение для диагностики нервных болезней. Кроме того, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения костных рефлексов. В. М. Бехтеревым описаны самостоятельные формы заболеваний, ранее не выделенные невропатологией, например, одеревенелость позвоночника, названная «болезнью Бехтерева».

Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных им работ; некоторые из них нашли отражение в монографиях «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» (вып. 1 – 2, 1894 – 1899) и «Общая диагностика болезней нервной системы» (ч. 1 – 2, 1911 – 1915).

В работах по психиатрии В. М. Бехтерев рассматривал расстройства психических процессов во взаимосвязи с нарушением телесных функций. Он выступал против стеснения психических больных, широко применял методы трудовой терапии, физкультуру, водолечение и др., предложил свои способы лечения ряда болезней (в частности, лечение алкоголизма гипнозом). Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием «бехтеревской».

В психологической лаборатории при Военно-медицинской академии было выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, аксто-метр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и эксперименталь­ной психологии», который был основан В. М. Бехтеревым в 1896 г.

Занимаясь практическим лечением детей и взрослых, В. М. Бехтерев обобщил свои наблюдения за особенностями психики взрослых людей и причинах их болезней. В этих обобщениях по существу заложены основы современной акмеологии.

Современники в России и за рубежом отзывались о В. М. Бехтереве как об ученом, который больше и лучше других знал об устройстве и функциях головного мозга. Благодаря его трудам было установлено, что мозг есть орган психики. В связи с этим все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Ана-томо-физиологические исследования головного мозга явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы.

В. М. Бехтерев отвергал методы и теории господствовавшей субъективной психологии и выдвигал теорию изучения объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Он ратовал за объективную психологию (1907), называя ее «наукой поведения». В свое время это име­ло положительное значение в борьбе против идеализма в психологии.

Свидетельством исключительного организаторского таланта В. М. Бехтерева является создание им в 1908 г. Психоневрологического института, построенного на пожертвования специально выделенных для этих целей царских землях. Деньги надо было получить, а строительство – организовать. И все это В.М.Бехтерев сумел сделать.

Уникальность этого научно-образовательного комплекса состояла в том, что в нем располагались университет, который принимал слушателей независимо от сословного происхождения, и научно-исследовательские учреждения. На его базе была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе первый в России Педагогический институт. Это позволило В. М. Бехтереву связать теоретические и практические исследования в области как психиатрии и неврологии, так и психологии.

В состав преподавателей Психоневрологического института входили такие передовые ученые, как М. М. Ковалевский, Н. Е. Введенский, В. Л. Комаров. Его студентом впоследствии был самый знаменитый социолог XX в. Питирим Сорокин.

Огромный диапазон объектов экспериментальных исследований – от новорожденных до стариков, от глубинных структур мозга до поведения человека в разной социальной среде – позволил В. М. Бехтереву сделать обобщение, касающееся структуры личности зрелого человека и человеческого бессмертия.

Проанализировав различные определения личности, данные психологами того времени, В. М. Бехтерев установил, что не только и не столько синтез памяти, характера, ума, эмоций, способностей и других граней создают личность. Главное – ее направленность, устремленность и нацеленность, т.е. тот организующий стержень, вокруг которого собираются в неповторимый ансамбль все остальные особенности человека.

В конце февраля 1916 г., в годовщину открытия курсов Психоневрологического института, В. М. Бехтерев выступил с речью о бессмертии человеческой личности и человека вообще.

В 1918 г. В. М. Бехтерев стал основателем нового научно-исследовательского учреждения – Института по изучению мозга и психической деятельности. В качестве самостоятельной области знания он рассматривал рефлексологию. Составной частью рефлексологии является учение В. М. Бехтерева о «сочетательных» рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, «сочетания» различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. Совместно с М. В. Ланге и В. М. Мясищевым В. М. Бехтерев проводил свои эксперименты в группах студентов Медицинского, Педологического и Психоневрологического институтов. В опытах сначала определялись показатели каждого студента (они фиксировались на одном листе); затем проводились обсуждение результатов и голосование. Испытуемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние показатели (они фиксировались на другом листе).

В результате исследований В. М. Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет их ошибки, смягчает отношение к поступку, дает общие сдвиги в сформулированных показателях. Были выявлены половые, возрастные, образовательные и врожденные различия в отношении к сдвигам психических процессов в условиях коллективной деятельности.

Результаты экспериментальных социально-психологических исследований были обобщены В. М. Бехтеревым в его работах: «Сознание и его границы» (Казань, 1888 г.), «О локализации сознательной деятельности у животных и человека» (СПб., 1896 г.), «Невропатологические и психиатрические наблюдения» (СПб., 1900 г.), «Психика и жизнь» (СПб., 1904 г.), «Основы учения о функциях мозга», вып. 1 – 7 (СПб., 1903 – 1907 гг.), «Гипноз, внушение и психотерапия» (СПб., 1911 г.), «Коллективная рефлексология (Петроград, 1921 г.), «Мозг и его деятельность» (М.; Л., 1928 г.).

В. М. Бехтерев является основоположником целостного подхода к изучению человека, ставшего методологическим принципом современной акмеологии.

После загадочной смерти В. М. Бехтерева в 1927 г. – когда он был здоров, весел, энергичен, полон новых идей и проектов, – начались критика его научного наследия, последовательное его противопоставление И. П. Павлову, замалчивание его заслуг. Особенно резкой критике подверглись его собственно психологические работы.

В 1948 г. в связи с борьбой против генетики Институт по изучению мозга и психической деятельности был закрыт. В этих условиях сохранение и развитие психологического направления исследований, заложенного В. М. Бехтеревым, потребовало от его последователей большого мужества, целеустремленности и проявления организаторского таланта в новых условиях. Одним из талантливых продолжателей идей В. М. Бехтерева, основателя ленинградской школы психологов, стал Б. Г. Ананьев.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие условия влияют на проявление творческого потенциала?

2. Как вы понимаете смысл понятий «микроакме» и «макроакме»?

3. Какой фактор сыграл решающую роль в раннем самоопределении Н. И. Пирогова?

4. В каком возрасте у него появились осмысленные акмецелевые программы и как они реализовались на практике?

5. Расскажите о разноплановых акмецелевых программах Н. И. Пирогова. Каким жизненным кредо они были объединены?

6. Каково ваше отношение к отдельным мыслям Н. И. Пирогова, высказанным в статье «Вопросы жизни»?

7. Назовите основные направления реализации творческого потенциала П. Ф. Лесгафта.

8. Разработка каких теорий П. Ф. Лесгафтом послужила основой для научного обоснования физического образования?

9. Какие работы П. Ф. Лесгафта вам известны?

10.Расскажите, в каких направлениях проявились разносторонние научные интересы В. М. Бехтерева.

11.Каким образом новые теории и концепции В. М. Бехтерева находили развитие в организации творческих научных коллективов?

12.Охарактеризуйте основные вершины творчества В. М. Бехтерева.

1.Бехтерев В. М. Психика и жизнь. – СПб., 1904.

2. Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. – М., 1977.

3. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. – М., 1949.

4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982.

5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М, 1985.

6. Учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность // Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для пед. ин-тов. – М., 1989.

gastroguru © 2017