Есенин брезжит свет на заводи речные. «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона

Начав читать стих «С добрым утром!» Есенина Сергея Александровича, мы воочию представляем себе утро в деревне, пронизанное преображающими лучами яркого солнца. Типичные для поэта яркие олицетворения (березки «растрепали шелковые косы») и метафоры (крапива «обрядилась … перламутром») создают настроение необычайного праздника, наполняют душу радостью. При чтении произведения в классе на уроке литературы стоит обратить внимание на удивительную емкость есенинского стиха: такая отчетливая картина нарисована всего лишь в трех небольших строфах. Интересен сбой ритма в последней строке стихотворения: вместо пятистопного хорея – двустопный («С добрым утром!») Он создает интересную и эффектную концовку.

Текст стихотворения Есенина «С добрым утром!», написанного в 1914 году, заставляет нас вспомнить о том, что детство и ранняя юность Сергея Александровича беззаботно пролетели в деревне. Любовь к русской деревне, к животным, цветам и деревьям поэт пронес через всю свою жизнь. Эти чувства, как и тоска по родной сторонке, всегда отражались в его творчестве. Вот и в этом стихотворении звучит горячая любовь к, оставленной им, Рязанщине.

  • «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона»

Физическая величина

  • Физическая величина – измеряемое свойство тела или явления.

  • Вы уже познакомились со многими физическими величинами на

  • уроках математики.

  • Это, например, длина, объем, масса, время и

  • многие другие.


  • Кроме названия, каждая физическая величина имеет

  • обозначение и единицы измерения.


  • Мы говорим, что масса ведра с водой – 8 кг, длина карандаша – 18 см, а время

  • восхода Солнца – 7 часов утра. Откуда появляются эти числа?

  • И вообще – значения всех физических величин?

  • Числовые значения величин появляются в ходе измерений.

  • Измерить – значит сравнить с мерой , то есть образцом для сравнения. Например, мерой для массы ведра с водой служат гири,

  • мерой длины карандаша – деления на линейке,

  • а мерой времени восхода Солнца – положение стрелки на циферблате часов.

  • Итак, измерить какую-нибудь величину, это значит, сравнить её с однородной физической величиной, принятой за единицу измерения.


Часто меры неотделимы от измерительных приборов.

  • Часто меры неотделимы от измерительных приборов. Например, гири нельзя использовать без весов,

  • а деления на циферблате часов – без механизма, вращающего стрелки.

  • Часы, весы, линейка, спидометр – все это примеры измерительных приборов.

  • Никакая мера или измерительный прибор не являются абсолютно точными.

  • Проделаем опыт.

  • Возьмем две чугунные гири по 1 кг,

  • которые применяются в торговле.

  • Поставим их на чаши лабораторных весов.

  • Они покажут, что массы гирь не вполне одинаковы.

  • Различие может достигать нескольких граммов! Причин этому несколько: неточность изготовления гирь, их износ при длительном использовании, налипание частиц пыли и другие.

  • Подобные причины всегда приводят к тому, что измерительные приборы и меры вносят в результат измерения некоторую неточность – погрешность.


Однако остается вопрос:

  • Однако остается вопрос:

  • какое же из значений взять для записи результата измерения длины карандаша?

  • Можно выбрать любое,

  • но можно провести и дополнительные измерения.

  • При этом заново совместить конец карандаша с нулевой отметкой шкалы,

  • а глаз поточнее расположить над концом грифеля.

  • Такие многократные измерения

  • позволят с большей уверенностью выбрать

  • одно из значений длины карандаша,

  • например первое – 18,7 см.

  • Чаще всего многократные измерения проводят для того,

  • чтобы вычислить среднее значение измеряемой величины.

  • Это – один из методов уменьшения погрешности результата измерения.

  • Так вы будете поступать, например, в некоторых лабораторных работах.

  • Погрешность измерения не может быть больше цены деления прибора.

  • Абсолютная погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.


  • Как вы думаете – одинаковую ли температуру показывают термометры, изображенные на рисунке?

  • Разную?

  • Неверно! Показания термометров одинаковы: 26 °С.

  • Однако их шкалы отличаются друг от друга. Выясним, в чем состоит это отличие.

  • Например, между штрихами 20° и 30° на левом термометре столько же делений (промежутков), сколько их между 20° и 40° на правом термометре. Подсчитайте: ровно 10 делений.

  • Однако они отмеряют разное количество градусов! Поэтому говорят, что шкалы этих термометров имеют различную цену делений.

  • Итак, 10 делений на левом термометре

  • отмеряют 10 градусов (так как 30° – 20° = 10°),

  • а 10 делений на правом термометре

  • отмеряют уже 20 градусов (так как 40° – 20° = 20°).

  • Следовательно, на одно деление шкалы левого термометра приходится 1 градус,

  • а шкалы правого – 2 градуса.


Запишем наши

  • Запишем наши

  • вычисления в виде дробей:

  • Имеем: ЦД лев = 1°/дел,

  • ЦД прав = 2 °/дел.

  • Убедимся, что правый термометр показывает именно 26 °С. После штриха 20 °С граница подкрашенного спирта поднялась

  • на 3 деления.

  • Так как цена делений 2 °С/дел,

  • то запишем равенство:

  • температура = 20 °С + 3 дел · 2 °С/дел, температура = 20 °С + 6 °С, температура = 26 °С.

  • Эти действия:

  • взгляд на шкалу прибора

  • и необходимые вычисления

  • называются отсчетом по шкале измерительного прибора.


  • С давних времен для измерения различных величин люди применяли множество единиц.

  • Например, длину полотна ткани в рулоне когда-то измеряли "локтями", потому что ткань удобно наматывать на руку между ладонью и локтем. Расстояние между населенными пунктами измеряли "милями" (лат. милле – тысяча). Тысяча двойных шагов (шаг левой, шаг правой) по прямой дороге составляли одну милю. Существовали и другие единицы, причем в каждой стране и, порой, местности внутри страны – свои.

  • С 1918 г. в России используется так называемая метрическая система мер. Она принята практически во всех странах Европы и во многих неевропейских государствах. В ее основу положен так называемый десятичный принцип: в каждой крупной единице содержатся десять следующих по значению меньших единиц.

  • мега = 1 000 000 кило = 1 000 деци = 0,1 санти = 0,01 милли = 0,001 микро = 0,000001

  • Взгляните на равенства. В левом столбце перечислены некоторые так называемые десятичные приставки. Они служат для образования больших и меньших единиц измерения (их называют кратными и дольными единицами). В правом столбце перечислены значения приставок.


  • Названия приставок и их значения полностью взаимозаменяемы.

  • Рассмотрим примеры.

  • 5 кило метров = 5 · 1000 метров = 5000 метров 200 милли граммов = 200 · 0,001 грамма = 0,2 грамма 5 дм3 = 5 (деци · метр)3 = 5 · деци 3 · метр3 = 5 · 0,1 3 · м3 = 0,005 м3


  • Для определения объёмов жидкостей и твёрдых

  • тел используются: мензурки, мерные стаканы, мерные колбы, пипетки, бюретки, мерные цилиндры.

  • Мензурки бывают конические и цилиндрические.


  • 1.Чтобы правильно отмерить мерным цилиндром необходимый объём неокрашенной прозрачной жидкости - воды, её наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне глаз и необходимого деления цилиндра.

  • 2. Соблюдайте правильное положение цилиндра относительно глаз при наполнении его жидкостью!



« Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!»











Выберите подходящий ответ и аргументируйте: С какой целью Есенин написал это стихотворение? Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой;Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой; Чтобы привлечь внимание к красоте природы;Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы вызвать взаимное сопереживание;Чтобы вызвать взаимное сопереживание; Чтобы передать свою грусть.Чтобы передать свою грусть.





Друзья, учитесь верности у лебедей! Любите так, Как любят эти птицы. Ведь если взять вселенную, Ни с чем любовь такая не сравниться. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду!





Интернет-ресурсы - портрет С.Есенина - село Константиново - обложка книги С.Есенина Лебедушка guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - Над окошком месяц guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - лебедь с выводком - лебедь с раскрытыми крыльями - лебедь на озере - лебединая пара - Замок П.И.Чайковский - Лебединое озеро 2http://files.tvspas - иллюстрация Лебедь - лебедь с птенцом - коршун

«С добрым утром!» Сергей Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка , наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы , которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи . К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

Ж.ЖИТЕЛЕВА,
В.ЖИТЕЛЕВ,
школа № 19,
г. Люберцы,
Московская обл.

Медленное чтение стихотворения Есенина «Задремали звезды золотые...»

Понятие о метафоре

Целью урока , методическая разработка которого предлагается вниманию учителя-словесника, является обучение шестиклассников углубленному пониманию текста произведения на лингвистическом уровне. Это возможно на стыке двух школьных дисциплин – русского языка и литературы. По нашему мнению, в средних классах необходима серия уроков, решающих эту задачу. Ведь конечная и главная цель литературного образования школьников – воспитание у подростков интереса к художественной литературе в ее лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства.

Занятие проводила Ж.И. Жителева.

До начала урока на классной доске записываются слова:

залив, затон, заводь
рядиться, нарядиться, обрядиться
небосклон
плетень
сережка
перламутр

ХОД УРОКА

Предварительная работа с лексикой стихотворения

В нашем языке (впрочем, как и во всех языках) постоянно идет процесс исчезновения одних слов и появления других. Это связано главным образом с изменением условий жизни людей.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое создано не так уж давно, менее ста лет назад. В этом небольшом стихотворении встретим слова, о которых нельзя сказать, что они исчезли из русского языка, но, к сожалению, они уже мало кому известны.

Я сказала «к сожалению», потому что слова, уходя из языка, обедняют нашу речь и уносят с собой частичку души нашего народа, то есть мы с вами лишаемся отчасти того духовного наследия, которое создавалось предшествующими поколениями наших соотечественников.

Вот три слова: залив, затон, заводь . Одно из них – залив – должно быть знакомо вам: на уроках географии слышали его. Что оно означает? (« Часть водоема, например, моря, выступающая в сушу» ).

Слова затон и заводь близки к нему по своему значению. Почему это так, мы поймем, когда подберем родственные им слова. Назовите глаголы, имеющие общий корень с существительным залив. (Заливать, лить.) Не догадаетесь ли сами, какие глаголы родственны существительному затон ?.. По аналогии с цепочкой однокоренных слов залив – заливать – лить постройте ряд слов, родственных существительному затон. (Затон – затонуть – тонуть.) Затоном называют залив реки.

Нетрудно догадаться, от какого слова происходит существительное заводь . (От существительного вода.) Существительное заводь, как и существительное затон, означает «залив реки».

Глаголы: рядиться, нарядиться и обрядиться обозначают одно и то же, но лишь один из них входит в наш активный словарный запас. Назовите этот глагол. (Нарядиться.) Остальные теперь уже устаревшие слова и употребляются крайне редко.

Слово небосклон кому-нибудь из вас знакомо?.. Значение этого существительного подсказывают слова, из которых оно состоит. А из каких слов оно состоит? (Из существительных небо и склон.) Слово склон надо объяснять?.. Что оно означает, например, в выражении склон холма ? («Наклонная поверхность холма»). Так как же объяснить себе значение слова небосклон ? («Это часть неба вдоль горизонта, которая имеет кажущийся уклон»). Проверим свое толкование по толковому словарю. В Словаре русского языка Ожегова прочтем: «Часть неба над горизонтом».

Слово плетень знакомо вам? Назовите однокоренные слова к этому существительному. (Плести, сплетать.) Плетнем называют изгородь, сплетенную из прутьев и ветвей.

Теперь о слове сережка . Вроде бы и нечего здесь сказать: украшения в ушах видели все. А вот видели ли вы сережки на березах? Выражение сережки березы слышали? Что называют сережками березы ? (Соцветия мелких цветов березы.) Здесь мы наблюдаем интересное языковое явление: название одного предмета переносится на другой предмет, потому что людьми подмечено между этими предметами что-то общее, похожее. Удивительным свойством языка – переносить название с одного предмета или явления на другой предмет или явление – часто пользуются поэты.

Нам осталось прояснить еще одно слово – перламутр . Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из какого-нибудь иностранного языка?

Из словарей мы узнаем, что оно заимствовано из немецкого языка и означает вещество, из которого состоит внутренний слой раковин. Перламутр обладает переливчатой радужной окраской и применяется для изготовления украшений. Из перламутра образуется жемчуг в раковинах.

Чтение стихотворения. Беседа с классом

Теперь внимательно послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Оно небольшое, но таит в себе много загадок для малоопытного читателя, поэтому может оказаться для некоторых из вас непонятным, а значит, и неинтересным. Но эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями.

Учитель читает стихотворение.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».

Откройте учебник* на стр. 317. Перед вами стихотворение Есенина. Как видите, оно без заголовка. Можете ли вы дать название стихотворению? Какая строчка подсказывает нам заглавие стихотворения? (Последняя: С добрым утром! Стихотворение можно назвать «Утро».)
А не скажете ли, какое утро рисует поэт: до восхода солнца или когда солнце уже взошло? Обратите внимание: свет румянит сетку небосклона. Когда солнечный свет может румянить небо? Когда зорька может быть красной, румяной? (До восхода солнца.)
Как вы думаете, утро какого времени года описывается в стихотворении: весны, зимы, лета, осени?
В целом содержание стихотворения ясно. Но давайте перечитаем его еще раз, чтобы глубоко проникнуть в каждую строчку этого небольшого произведения.

Задремали звезды золотые.

Скажите: могут ли звезды задремать? (Не могут.) Тогда какой же смысл заключают в себе слова задремали звезды ?
Как вы думаете, в прямом или переносном значении употреблен здесь глагол задремали ? (В переносном.) Придумаем предложение, в котором этот глагол будет употреблен в своем прямом значении, например: Ребенок задремал . Представьте себе, что вы видите ребенка, который задремал. Наверное, у каждого из вас возникнет при этом такая мысль: вот ребенок бегал, прыгал, играл, резвился и, наигравшись, успокоился, угомонился, затих, задремал .
А теперь вернемся к выражению задремали звезды . Скажите, одинаково ли светят звезды ночью и утром? (Ночью звезды сверкают ярко, они лучисты, крупнее, интереснее; к утру тускнеют, кажутся спокойными, вроде бы задремали.) Так одним обычным словом, но употребленным в переносном значении, поэт заставляет нас увидеть ночные и утренние звезды и сравнить их между собою, рисует картину окончания ночи и приближения утра.

Задрожало зеркало затона.

Разве у затона есть зеркало? Что же названо зеркалом затона ? (Поверхность воды затона.) Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность воды. Какое же свойство водной поверхности выделяет поэт, называя ее зеркалом? (Способность отражать свет, подобно зеркалу.) Автор заставляет читателя увидеть это огромное водное «зеркало».
Еще раз перечитаем эту строчку...
Слова дрожь, дрожание, дрожать мы с вами хорошо знаем. Может ли водная поверхность водоема дрожать ? (Не может.) Выходит, и глагол задрожало употреблен не в прямом значении? Как же понимать эту фразу? (На водной поверхности затона появилась рябь, то есть мелкие волны.) А знаете ли вы, из-за чего появляется рябь? Легкий ветерок ранним летним утром – признак теплого, солнечного дня.

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Представляете ли вы в своем воображении сетку небосклона ? Как можно на живописном полотне проиллюстрировать слова свет румянит сетку небосклона ? (Между легкими облачками, окрашенными в красный и розовый цвета, в разных местах проглядывает голубое небо.)

Брезжит свет на заводи речные.

Надо объяснять глагол брезжит ? О раннем утре, когда после ночной тьмы только что начинает светать, говорят: брезжит рассвет, брезжит заря, брезжит свет . Читая стихотворение, мы видим брезжущий рассвет не только на небосклоне, но и в «зеркале» заводей.

Перечитаем целиком и выразительно первую строфу. Поэтической картине постепенного наступления утра будет соответствовать спокойное, размеренное чтение.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

В этом предложении только одно слово употреблено в прямом значении. Какое? (Березки.) Я перечитаю предложение, пропустив в нем слово березки , а вы скажите, о ком или о чем в нем речь.

Улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы.

О ком так можно сказать? (Только о девушках, или, выражаясь языком народного поэтического творчества, о красных девицах.)

Девичьи косы, даже растрепанные девичьи косы, каждый из нас без труда представит в своем воображении; а кто скажет, что такое косы березы ? (Это тонкие длинные ветви, свисающие с сучьев березы.)

Березы ли растрепали свои ветви-косы? (Ветви берез треплет ветер, тот самый ветерок, от которого задрожало зеркало затона.)

В каком же смысле здесь употреблено прилагательное шелковые ? (В смысле «красивые».) Вспомним первую строчку стихотворения: звезды золотые. Прилагательное золотые в этом выражении имеет то же самое значение; какое? (Красивые.)

А как вы понимаете выражение сонные березки ? Они «задремали», как и звезды? (Не «задремали», а, напротив, «проснулись», однако не отошли еще полностью от ночного сна.) Проснулись – и с радостной улыбкой встречают наступление нового дня! Совсем как люди! Совсем как девушки!

Прочитаем вторую строфу целиком...

Горят серебряные росы . Как это вы себе представляете? (На березках сверкают капельки росы так ярко, словно бы горят.) В каком смысле употреблено прилагательное серебряные ? (Серебристого цвета, красивые.) Капли росы, освещенные солнцем, сверкают всеми цветами радуги, а не освещенные солнцем имеют серебристый цвет.

Прочитаем последнюю строфу...

Крапива обрядилась ярким перламутром. Что бы вы изобразили на картине? (Крапиву в сверкающих каплях росы.)

Размышления о прочитанном. Понятие о метафоре

Теперь, когда стихотворение прочитано, поразмыслим о прочитанном. Поразительный факт: самые обычные слова (задремали, зеркало, сетка) потребовали от нас напряженной работы мысли.
Вот мы с вами нарисовали словесно картину к фразе Крапива /обрядилась ярким перламутром . Как видите, перламутром назван вовсе не перламутр, а роса, то есть название одного предмета – перламутр – перенесено на другой предмет – росу. Слово, переносящее название одного предмета на другой предмет, в языкознании называется метафорой . Греческое слово метафора и означает «перенос».
Отыщем другие существительные-метафоры в стихотворении. Что называет поэт зеркалом ? Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность водоема. Существительное зеркало в данном случае является метафорой.
Смотрим следующие две строчки. Каждый из нас хорошо знает, какая вещь, какое изделие называется словом сетка. А в стихотворении что названо сеткой? (Своеобразный рисунок расположения облаков на небе.) Вот еще одно существительное, употребленное в метафорическом значении.

Какое слово заменено словом косы ? (Существительное ветви.)

Метафора ли существительное сережки в сочетании сережки берез ? До сих пор мы имели дело с метафорами, созданными самим поэтом: зеркало затона, сетка небосклона, косы березок, перламутром названа роса. Теперь же мы встретили метафору, которая существует в русском языке, так что можно не заметить метафоричность этого слова. Загляните в толковый словарь русского языка, и вы без особых усилий обнаружите немало выражений, в которых существительные употребляются в метафорическом смысле. Например, в словосочетаниях глазное яблоко, дверная ручка, нос корабля, хвост поезда, ножка стола, спинка стула и многих-многих других. Подобные выражения являются настолько обыденными в нашей речи, что мы и не ощущаем заключенной в них метафоры.

В стихотворении есть и метафоры-прилагательные. Прилагательное, употребленное в метафорическом значении, переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет.
Может ли быть сонным неодушевленный предмет – дерево? В данном случае березкам приписывается свойство живых существ. Ветви берез названы шелковыми . Метафора ли это? А прилагательное серебряные в выражении серебряные росы ?
Можно ли считать метафорой прилагательное золотые ?

Какой общий смысл заключен во всех трех прилагательных: золотые, шелковые, серебряные ? (Красивые.)

Стихотворение заканчивается словами С добрым утром! Как вы думаете, метафора ли прилагательное доброе в выражении доброе утро ?

Подобно выражению доброе утро или с добрым утром, в русском языке существует много других устойчивых словосочетаний с прилагательными, употребленными в метафорическом смысле, например: золотая пора, туманный смысл, крылатые выражения, черные дела и другие.

Итак, существительное-метафора переносит название одного предмета на другой; прилагательное-метафора переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет. В роли метафоры может употребляться и глагол.

Неодушевленному предмету – звездам – приписывается действие, свойственное живому существу, – задремали ?

Другие глаголы-метафоры в стихотворении Есенина вы отыщете дома самостоятельно.

Метафора по своему значению близка сравнению: один предмет или явление уподобляется другому предмету или явлению. О метафоре можно сказать, что это неполное, усеченное сравнение. Слово, употребленное в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.

Домашнее задание

    Найдите в стихотворении глаголы-метафоры.

    Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

    Проведите конкурс рисунков к стихотворению.

* Литература. Учебная хрестоматия для 6-го класса средней школы. Автор-составитель Полухина В.П. М.: Просвещение, 1992. С. 317.

gastroguru © 2017