Историческое чередование гласных и согласных звуков правило. Позиционные и исторические чередования согласных

Фазы звучания гласного и согласного. Коартикуляция в потоке речи. Привести примеры.

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз, т.е. состояний речевого тракта:

Экскурсия (приступ) - переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука;

Выдержка - нахождение органов в данном положении,

Рекурсия (отступ) - переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.

Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия - экскурсией следующего за ним. Фонетические сегменты могут накладываться один на другой. Такое явление – коартикуляция . Например глухой щелевой (s) перед лабиализованной гласной произносится с округленными губами.

Сильные и слабые позиции фонем в потоке речи.

Поток речи – непрерывная работа речевого аппарата, порождаемая непрерывное звучание. С лингвистической точки зрения поток речи – процесс образования обязательных аллофонов фонем.
Сильные позиции фонем по звонкости-глухости:
1. Перед гласным внутри слова

2. Перед сонантом внутри слова
3. Перед /v/, /v’/ внутри слова
Слабые позиции по звонкости-глухости:
1. Перед шумным (внутри слова и на стыке слов)
2. Конец слова перед паузой, гласным, сонантом или /v/, /v’/
Сильные позиции по твердости-мягкости:
1. Конец слова
2. Перед гласными /a/, /o/, /u/, /e/ (позиция согласного перед /е/ признается сильной только сторонниками щербовского подхода к фонеме).
3.Перед твердым согласным
4.Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным
Слабые позиции по твердости-мягкости:
1. Перед /i/ внутри слова
2. Перед /ы/ внутри слова
3. Перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным

Понятие чередования. Различия исторических и позиционных чередований.

Морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты звучания, например: <штука>-<штучка>.

Варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом, называются алломорфами. Так алломорфами являются штук- и штуч-. При сравнении фонемного состава алломорфов обнаруживается факт чередования фонем.

NB!: чередований нет у москвичей.

Чередование – фонемное различие алломорфов одной морфемы.

Два типа чередований:

1) исторические

2) позиционные (живые, фонетические)

I. причина возникновения

Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.

NB! : в момент своего возникновения любое чередование позиционно

II. на письме

Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.

Кроме i//ы *играть-сыграть

III. позиция альтернантов

Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.

Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.

IV. произношение

Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.

V. нахождение

Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.

40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!) Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов.

Исторические чередования возникают из-за истории языка, но на момент возникновения они тоже являются позиционными.

Все чередования гласных :

Аканье : o//a (вода-воды)

Иканье : e//i (леса-леса); a//i (час – часы); o//i (нес-несу)

Ыканье : e//ы (цех-цеха); o//ы (жены – жена)

Комбинации : i//ы (играть-сыграть)

Исторические чередования: напр. тварь-творить, зарянка-зорька, гореть-огарок.

Позиционные и исторические чередования согласных

Все чередования согласных :

1) Позиция звонкость – глухость:

Зв//гл *сказать-сказка

Гл//зв *просить-просьба

2) Позиция твердость – мягкость:

Тв//мяг *рука-руке

Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные )

3) По месту и способу образования:

*Воза-возчик

4) Чередование с нулем

*Опоздать - поздно

Исторические чередования:

k|č –ruka-ručka. k|č|c – l’ik-l’ico-l’ičnыj. g|ž-nožыn’ka-naga.и т.д.

Фонема - это минимальная сегментная единица языка, служащая для различения значимых единиц - морфем. Это основная из незначимых единиц языка.

Фонема относится к звуку речи как инвариант к варианту, то есть как абстрактная единица к ее конкретным проявлениям. Таким образом, фонема - это минимальная единица языка, а звук - минимальная единица речи.

Основная функция фонемы - смыслоразличительная . Сравните слова стол и стул, мама, лама и рама - как мы понимаем, что в каждой группе перед нами разные слова? В каждом ряду слова различаются звуком только в одной позиции: первая пара слов - ударными гласными <о> и <у>, вторая - начальными согласными <м>, <л>, <р>. Следовательно, данные звуки выполняют в приведённых словах смыслоразличительную функцию и представляют различные фонемы. Фонемы не обязательно обозначают различия между корневыми морфемами. Сравните слова надорвать и недобрать - в них фонемы <а> и <э> различают приставки.

А теперь сравните следующие единицы: кот и к[а]ты́ (кты), са[т] и сады́ (с ды) . Перед нами разные формы одних и тех же слов. То есть разные звуки встречаются в одной и той же корневой морфеме (кот-, сад-), не выполняют смыслоразличительной функции. Значит, эти звуки входят в состав одной фонемы - являются ее вариантами . А как тогда определить фонему, какой звук: [о] или [а], [т] или [д] является для нее «заглавным»? Нужно определить сильную позицию : для гласных фонем это ударная позиция, следовательно, в словоформах кот и коты реализуется фонема <о>. В слове кот она представлена в основном варианте, а в слове коты - в варианте [а] (точнее, ), так как звук [о]
в безударном положении подвергается качественной редукции. Для согласных сильной является позиция перед гласным, следовательно, в слове сады реализуется основной вариант фонемы <д>,
а в слове сад она представлена ее вариантом [т], полученным в результате оглушения звонкого согласного на конце слова.

Некоторые лингвисты различают варианты и вариации (или оттенки фонемы): вариантами являются
те звуки, представляющие данную фонему, которые совпадают со звуками, представляющими другую фонему, например, звук может представлять как фонему <о>, так и фонему <а>. А оттенок звука [о], которым он различается в словах вол и вёл , не меняет его качественно, мы не перепутаем здесь фонему <о> с другой фонемой. Следовательно, это только вариация фонемы <о>. Но такой подход вызывает ряд вопросов, например, если звук , несомненно, является, вариантом для фонемы <о>, то чем он является для фонемы <а>: вариантом или вариацией? С одной стороны, этот звук качественно
не отличается от ударного звука [а], но, с другой стороны, в этой позиции фонема <а> совпадает
с фонемой [о]. Поэтому мы не будем делить варианты фонемы на более и менее близкие к основному, для нас важно именно то, что есть общая языковая единица и ее конкретные реализации в речи.

Наличие разных звуков в одной и той же морфеме называется чередованием. В случае, когда разные звуки являются представителями одной и той же фонемы, говорят о позиционных чередованиях звуков.

Например, в словах пять - пяти - пятачок звук [а] в ударной позиции позиционно чередуется
со звуком [и] с оттенком [э] в первой предударной позиции и со сверхкратким звуком [ь] во всех остальных позициях. Все эти звуки являются вариантами фонемы <а> после мягких согласных. Принято считать, что фонема на письме передаётся буквой . Действительно, если по звучанию слова кот и код совпадают в начальной форме, то на письме мы всегда их можем различить.

Фонемный состав этих слов записывается таким образом: <к><о><т>, <к><о><д>.

Но из этой закономерности есть исключения. Твёрдые и мягкие согласные представляют собой разные фонемы: ими отличаются друг от друга слова, например, мал и мял , вол и вёл . Эти слова различаются именно согласными звуками, а на письме это передаётся гласными йотированными буквами «я» и «ё», которые указывают на мягкость предшествующего согласного. Таким образом, в подобных случаях различные согласные фонемы не выражаются различными согласными буквами. Есть и обратное исключение - когда одна фонема передаётся разными буквами. Вспомните слова с приставками на «з», «с». В словах разобрать и расселить одна и та же фонема <з> представлена разными своими вариантами: [з] и [с]. Это именно одна фонема, так как в позиции перед глухим согласным все звонкие оглушаются: подтащить , обтянуть - в этих словах произносится глухой согласный звук, но пишется буква, обозначающая звонкую согласную фонему! Значит, в приставках на «з», «с» фонемный принцип письма нарушается
и уступает место фонетическому, то есть отображению буквой звука, а не фонемы.

Твёрдые и мягкие согласные могут представлять как отдельные фонемы, так и варианты одной и той же фонемы (твёрдой или мягкой). Возьмём, к примеру, слова коты и котята - морфема одна, значение
у неё одно, а фонемы разные! Почему здесь не следует не считать [т] и [т`] вариантами фонемы <т>?
Для различения фонем важно понять одну закономерность: одна и та же фонема в одной и той же фонетической позиции реализуется всегда одним и тем же вариантом . Если в одной позиции наблюдаются различные звуки, следовательно, перед нами различные фонемы, так как разница
в звучании обусловлена не позицией звука относительно других звуков, а самостоятельна (или обусловлена закономерностями другого уровня). И в слове коты , и в слове котята звук [т] находится перед гласными непереднего ряда (перед гласными, отличными от [э] и [и]). Эта позиция является для согласной фонемы абсолютно сильной. Более того, мы можем привести слова кота и котята , где твёрдый и мягкий согласный находятся перед одним и тем же гласным [а]. Следовательно, перед нами явление, когда в одной и той же морфеме встречаются звуки - представители разных фонем. Другими словами, перед нами чередование фонем . И обусловлено оно морфологической (морфемной) позицией - суффиксом, обозначающим детёнышей, который всегда требует смягчения последнего согласного производящей основы, сравните: слон , но слонёнок, слонята; тигр , но тигрёнок, тигрята .

А если мы возьмём словоформы кот и о коте - то перед нами будет фонетическое позиционное чередование [т]/[т`], представляющее фонему <т>, поскольку все твёрдые согласные, парные по твёрдости - мягкости, смягчаются перед гласными [э] и [и], в какой бы морфеме те ни были.

Если позиционное чередование звуков внутри одной фонемы обусловлено именно фонетической позицией (для фонетического уровня не имеет никакого значения, что ноль звука после согласного
в слове сад относится к окончанию, гласный [ы] в слове сады - также к окончанию, а гласный [о]
в слове садочек - к суффиксу), то чередование фонем обусловлено морфологической (морфемной) позицией - то есть становится важно, к какой морфеме относится окружение данной фонемы.
В русском языке достаточно часто встречаются такие морфологические чередования, выражающие определённые грамматические и словообразовательные значения.

Таким образом, все варианты одной и той же морфемы, встречающиеся в языке, могут различаться двумя типами чередований: позиционными (их было бы точнее назвать фонетически-позиционными) и морфологическими (морфемно-позиционными). В одной и той же словоформе могут встречаться оба типа чередований. Например, в ряду словоформ воз , в`оза , возок , возить , везу , вёз , вожу, возит корень воз- представлен в вариантах 1) [вос], 2) [воз], 3) [в/\з], 4) [в/\з`], 5) [виз], 6) [в`ос], 7) [в/\ж], 8) [воз`]. Первые три из них содержат только позиционные (фонетические) чередования: в словоформах 1) и 2) представлено чередование согласных [с] и [з] как представителей фонемы <з>, в 2) и 3) - чередование гласных звуков [о] и как представителей фонемы <о> в зависимости от ударения. Если сравнить основной вариант - 2) - и вариант 8), то в данной паре слов мы будем наблюдать только морфологическое чередование: твёрдая согласная фонема <з> чередуется с мягкой фонемой <з`> перед суффиксом -и-, формирующим глагольную основу. Во всех остальных словоформах представлены и те, и другие чередования: в 5) наблюдается историческое чередование фонем /<э>, при этом фонема <э> выступает в безударном положении в варианте [и], в 6) - историческое чередование твёрдой и мягкой согласных фонем <в> и <в`> и позиционное чередование звонкого и глухого согласных звуков [з] и [с] как представителей фонемы <з>, в 7) - позиционное чередование ударного и безударного гласного и историческое чередование согласных <з>/<ж>.

Морфологические чередования в лингвистике часто называют историческими, так как они связаны
с процессами, которые ранее приводили к возникновению регулярных позиционных чередований,
а с изменением фонетической системы языка остались в виде чередования фонем.

Позиционные чередования гласных. качественная и количественная редукция

Итак, мы знаем, что гласные фонемы представлены своим основным вариантом только под ударением. В безударном же положении звучание гласных меняется согласно регулярной закономерности: редукция (то есть сокращение) гласных зависит от позиции гласного относительно места ударения. Различают сильную позицию (ударную) и слабые: I слабая позиция - это I предударная (то есть гласный в слоге, предшествующем ударному) и абсолютное начало слова (только для слов, начинающихся на гласный, например, абрикос), II слабая позиция - это любая заударная позиция и предударные, отстоящие от места ударения более, чем на один слог (кроме абсолютного начала слова).

Каждая фонема всегда представлена в одной и той же позиции одним и тем же своим вариантом. Кроме места относительно ударного слога, выбор варианта гласной фонемы обусловлен еще и твёрдостью - мягкостью предшествующего согласного, а для фонемы <о> также важным оказывается условие нахождения после шипящего согласного.

В таблице представлены регулярные позиционные чередования гласных звуков в русском языке.

Сильная позиция (под ударением) I слабая позиция (1-й слог перед ударным и абсолютное начало слова) II слабая позиция (все остальные)
а (с[а]д, п[`а]ть) /\ после твёрдого согласного, сды$\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного п[$\textrm{и}^\textrm{э}$]ти ъ после твёрдого (с[ъ]довод),
ь после мягкого (п[ь]тачок)
о (д[о]м, л[`o]д, ш[o]лк) /\ после твёрдого согласного (дма), $\textrm{ы}^\textrm{э}$ после твёрдого шипящего согласного (ш[$\textrm{ы}^\textrm{э}$ ]лка) , $\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$\textrm{и}^\textrm{э}$]док) ъ после твёрдых согласных (д[ъ]мовой, ш[ъ]лкопряд),
ь после мягких (л[ь]доруб)
э (шесть, лес) $\textrm{ы}^\textrm{э}$ после твёрдых согласных (ш[$\textrm{ы}^\textrm{э}$]стой), $\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$\textrm{и}^\textrm{э}$]сной) ъ после твёрдых согласных (ш[ъ]стипалый),
ь после мягких (л[ь]состепь)
и (пир) и краткий (п[$\check{\textrm{и}}$]рог) и краткий (п[$\check{\textrm{и}}$]рожок)

ы (сырость,

шире [шыр`ь])*

ы краткий (с[$\check{\textrm{ы}}$ ]рой, ш[ $\check{\textrm{ы}}$ ]рокий) ы краткий (с[$\check{\textrm{ы}}$ ]роватый, ш[ $\check{\textrm{ы}}$ ]рина)
у (чудо) у краткий (ч[$\check{\textrm{у}}$]десный) у краткий (ч[$\check{\textrm{у}}$]деса)

*Примечание. Гласный [ы] после твёрдых шипящих согласных, не имеющих пары по мягкости,
по традиции русской графики передаётся буквой «и». Вообще, написание гласных букв после
шипящих согласных и «ц» (которые в истории языка изначально были мягкими, но позже отвердели)
не подчиняется какому-либо последовательному правилу и носит чисто традиционный характер.

позиционные чередования согласных

В области согласных звуков в современном русском языке также наблюдаются регулярные фонетические процессы, приводящие к возникновению вариантов фонем. Наиболее ярко они представлены в связи с таким качеством согласных, как звонкость - глухость. Выделяются три процесса, в результате которых нейтрализуются (то есть совпадают) глухие и звонкие фонемы.

Оглушение звонкого согласного на конце слова. Сравните пары слов рог - рок , кот -код , грипп - гриб , роз и рос . Они произносятся одинаково, с глухим согласным на конце: [рок], [кот], [грип], [рос].

*Примечание. Слова, подобные приведённым выше - совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, - называются омофонами . Нейтрализация разных фонем часто приводит
к возникновению омофонов.

Какие согласные, по вашему мнению, составляют исключение, то есть не подвергаются оглушению?

Поскольку звонкий согласный переходит на конце слова в свою глухую «пару», то подвергаются этому закону только парные по глухости - звонкости согласные, а непарные звонкие (сонорные) не меняют своего произношения. Лом и ломать , нуль и нули , вор и воры , сон и сны - в корнях этих слов произносятся одни и те же сонорные согласные [м], [л`], [р], [н].

Сочетания согласных, один из которых звонкий, а другой - глухой, в целом не свойственны русскому языку. Поэтому в группах согласных происходит уподобление (ассимиляция) предшествующего последующему по звонкости - глухости (оглушение или озвончение). Такое изменение звучания согласных называется регрессивной (то есть идущей спереди назад) ассимиляцией.

Ассимиляция (уподобление) согласных по глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

Сравните слова полоска и повозка , походка и перемотка , супчик и зубчик . Во всех этих словах произносятся глухие согласные: [с] в первой паре слов (поло[с]ка - пово[с]ка), [т] - во второй (похо[т]ка - перемо[т]ка), [п] - в третьей (су[п]чик - зу[п]чик), то есть и там, где они представляют соответствующие фонемы <с>, <т>, <п>, и в качестве представителей звонких фонем <з>, <д>, <б> (сравните: повозок , ходить , зубы). Иногда такое оглушение приводит к образованию омофонов:
везти - вести , вперемежку - вперемешку .

Ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

Этот процесс встречается несколько реже, чем оглушение.

Сравните слова резьба и косьба, отдать и поддать - они произносятся со звонкими согласными [з`], [д].

Озвончение глухих непарных согласных приводит к образованию их нефонематических звонких пар:
[ч] переходит в [дж`] (сберечь бы), [ц] - в [дз] (отец дал), [щ] - в [ж`] (овощ был).

Перед сонорными согласными и [в] ассимиляции по глухости - звонкости не происходит: о[т]метить,
но по[д]метить, [с]вернуть, но ра[з]вернуть .

Ассимиляция (уподобление) согласных может происходить и по твёрдости - мягкости . Чаще происходит смягчение (ассимиляция по мягкости) твёрдых согласных перед мягкими. Не все согласные одинаково подвержены этому процессу.

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Ме[ст]о,
но о ме[с`т`]е, студе[нт], но о студе[н`т`]е, [дн]о , но о [`д`н]е .

Как можно увидеть по последнему слову, в позиции перед мягким согласным происходит нейтрализация твёрдых и мягких согласных фонем, что иногда приводит к образованию омофонов : словоформа о дне может принадлежать как лексеме день с мягкой фонемой <д`>, так и лексеме дно
с твёрдыми фонемами <д> и <н>, позиционно смягчёнными.

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: [г]лядеть, [к]леить, [х]леб, по[л]неть и
т. д.

Губные согласные не смягчаются перед мягкими зубными: [п]тенец, ко[ф]те, [м]леть, [в]зять.

Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: мо[р`]е - мо[р]ской , янва[р`]ь - янва[р]ский и т. д.

Также может происходить полная ассимиляция согласных - два согласных, различных по месту образования, сливаются в один долгий согласный звук. Таким образом шипящие согласные уподобляют себе предшествующие свистящие: сшить [$\overline{\textrm{ш}}$ыт`], сжать [$\overline{\textrm{ж}}$ат`], счесть [$\overline{\textrm{ш`}}$эс`т`], расщепить [ра$\overline{\textrm{ш`}}$ $\textrm{и}^\textrm{э}$п`ит`], а также шипящие [ч] и [ц] уподобляют себе предшествующие [т] и [д]: отчет , вкратце [фкра$\overline{\textrm{ц}}$ъ]. Иногда в группе согласных один звук выпадает , не произносится. Это происходит с согласными [т], [д]
(а иногда также с согласными [л] и [в]) в сочетаниях из нескольких согласных между гласными. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях «стн», «здн», «стл», «вств», «рдц», «лнц»: местный, поздний, счастливый, чувство, сердце, солнце.

$

Противопоставления гласных по наличию или отсутствию ла­биализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся неизолированно.

На про­изношение гласных оказывают влияние согласные, а также место ударения в слове. В безударных слогах гласные отличаются от удар­ных, т.е. реально в речи гласных функционирует значительно больше, чем было представлено в таблице 2. Изменения гласных в зависимости от фонетических позиций (от места ударения в слове и от твёрдости или мягкости соседних согласных) называются фоне­тическими (или позиционными) чередованиями.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове

В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных зву­ков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные на­ходятся в слабой позиции, произносятся менее отчетливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Редукции под­вергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изме­нениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изме­нения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил оценку силы ударных и безударных слогов: 3 - сила ударного слога, 2 - сила первого предударного слога (он слабее), 1 - сила остальных безудар­ных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различа­ются две степени изменения безударных гласных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) - для глас­ных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) - для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, боль­шим - во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся ко­роче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение без­ударного гласного происходит значительное отклонение в положе­нии артикуляционных органов от того, что наблюдается при произ­несении ударных. Безударные гласные артикулируются менее энер­гично, чем ударные. Язык принимает положение, близкое к ней­тральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из- за меньшей длительности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как ударный [а], а средне-нижнего - [Л]. Во втором преду­дарном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъ­ёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее положение по вертикали.

По степени редукции и её характеру гласные среднего подъёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются глас­ным верхнего подъёма [и], [ы], [у].

Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударе­нием, хотя и не утрачивают своего основного качества.

Такое из­менение гласных верхнего подъёма [и], [ы], [у] называется количе­ственной редукцией.

Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых по­зициях называется качественной редукцией.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных

Приспособление произношения одного звука к произношению другого называется аккомодацией. Различают три вида аккомода­ции: прогрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции предшествующего согласного: лямка - [л"амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к ар­тикуляции последующего согласного: брать - [брат"] и прогрес­сивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого со­гласного: сядь - ). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наибольшее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одно­го слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого сло­га.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо - [м"асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м"] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произно­шения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое харак­терно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей
фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный [и] после твёрдых согласных испытывает прогрессив­ную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происхо­дит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшест­вующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть - [играт"] и сыграть - [сыграт"].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем гласные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягкости соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ряда под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напря­женными: тени - [т"э"н"и]. пили - [п"и"л"и], иль - [и"л]. Учитывая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отме­тить следующие позиционные чередования: [э]//[э"], [и]/[и"].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими - продвинутые вперед в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял - [м°ал], моль - [мо°л°], её л - [в°ол], юг - .

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки - [л "y o κ ’и], дяди - [д, a o ∂ "ιtj, Лёни - [л ’о°н "и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в за­висимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно от­метить следующие позиционные чередования: [a]∖∖a а а; о о о о; у

Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:

1) мена согласных по звонкости – глухости.

Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова:

Друга – друг, дубы – дуб

[г] // [к], [б] // [п]

б) перед глухим согласным:

весь – всё, низок – низкий

[в’] // [ф], [з] // [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:

просить – просьба, с окна – с горы

[с’] // [з’] [с] // [з]

2) мена согласных по твёрдости – мягкости.

Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .

[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .

3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].

Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.

Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,

сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .

4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .

Например: [г’и / га / нск’ иj] .

Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).



В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды - вода – водяной гриб - грибы

[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]

<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]

В русском языке существуют сильные и слабые звука, поэтому существуют позиционные чередования звуков. Наряду с ними существуют и позиционные (или фонетические чередования), существует так же исторические чередования. Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж. Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое.

Чередование звуков – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме.

Чередования различаются по характеру чередующихся фонем: чередования гласных или согласных: о//а (ходить - расхаживать), к//ч (пеку - печёшь) . Звуки могут чередоваться не только друг с другом, но и с нулем звука: мес[т]о - мес[-]ный (местный), со[л]нечный - со[-]нце (солнце), стро[й]ка - стро[-]ит.

Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными):

е - о: несу - носит, везу – возит

е - о - нуль звука - и: наберу - набор - набрать - набирать

е - ноль звука: день - дня, верен – верна

о – а: приготовить – приготавливать

о - нуль звука: сон - сна, ложь - лжи, крепок - крепка

о - нуль звука - ы: посол - послать – посылать

а (я) - м - им: жать - жму - пожимать, взять - возьму - взимать

а (я) - н - им: жать - жну – пожинать, примять - примну – приминать

у - ов: кую - ковать, радую – радовать

у - ев: ночую - ночевать, врачую – врачевать

ю - ев: плюю - плевать, горюю – горевать

у - о - ы; сухой - сохнуть – засыхать

и - ой: бить - бой, запить – запой

е - ой: петь – пой

Чередование согласных:

г - ж: берегу - бережешь, жемчуг - жемчужина, строгий - строже

к - ч: пеку - печешь, мука – мучной

х - ш: слух - слушать, горох - горошина, сухой – суше

г – з - ж: друг - друзья – дружный

к - ц - ч: лик - лицо – личный

з – ж: возить - вожу, мазать - мажу, низок – ниже

зг - зж [ж]: визг – визжать

зд - зж [ж]: бороздить – борозжу

с - ш: носить - ношу, плясать – пляшу

д - ж: ходить - хожу, молодой – моложе

т - ч: х отеть - хочу, хлопотать – хлопочу

ск - ст - щ: пускать - пустить - пущу, густой - гуще

б - бл: любить - люблю, колебать – колеблю

п - пл: купить - куплю, капать - капля

в - вл: давить – давлю, ловить – ловля

ф - фл: графить – графлю

м - мл: сломить - сломлю, дремать – дремлю

д, т - с: веду - вести, плету – плести

к, г - ч: привлеку - привлечь, помогу – помочь

Исторические чередования

Исторические (традиционные) чередования - чередования звуков в пределах одной морфемы, не обусловленные современными фонетическими законами, а отражающие фонетические процессы, которые действовали в более ранние периоды истории развития языка: писать - пишу, сон – сна.

Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции.

Фонетическая транскрипция - особый вид письма, созданный для записи устной речи в соответствии с её звучанием (на сколько это возможно).

^- крышечка, редуцированный гласный звук О А или Е в первом предударном слоге и абсолютном начале слова. ПОСЛЕ твёрдого согласного!

Ъ- ер, редуцированный звук О А Е во всех безударных слогах, кроме первого предударного!

ПОСЛЕ твёрдого!

И е - редуцированное Е в первом предударном слоге. Мягкость согласного!

Ь- ерь, редуцированное э. Во всех позициях кроме первого предударного. После Мягкого!͞͞

т - обозначение долготы согласного звука.

Т’ – обозначение мягкости согласного звука.

Й разделяется на сильный йот [j] и слабый - (знак безгласности, не слоговой)

gastroguru © 2017