Выбор читателей
Популярные статьи
Фазы звучания гласного и согласного. Коартикуляция в потоке речи. Привести примеры.
Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз, т.е. состояний речевого тракта:
Экскурсия (приступ) - переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука;
Выдержка - нахождение органов в данном положении,
Рекурсия (отступ) - переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.
Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия - экскурсией следующего за ним. Фонетические сегменты могут накладываться один на другой. Такое явление – коартикуляция . Например глухой щелевой (s) перед лабиализованной гласной произносится с округленными губами.
Сильные и слабые позиции фонем в потоке речи.
Поток речи – непрерывная работа речевого аппарата, порождаемая непрерывное звучание. С лингвистической точки зрения поток речи – процесс образования обязательных аллофонов фонем.
Сильные позиции фонем по звонкости-глухости:
1. Перед гласным внутри слова
2. Перед сонантом внутри слова
3. Перед /v/, /v’/ внутри слова
Слабые позиции по звонкости-глухости:
1. Перед шумным (внутри слова и на стыке слов)
2. Конец слова перед паузой, гласным, сонантом или /v/, /v’/
Сильные позиции по твердости-мягкости:
1. Конец слова
2. Перед гласными /a/, /o/, /u/, /e/ (позиция согласного перед /е/ признается сильной только сторонниками щербовского подхода к фонеме).
3.Перед твердым согласным
4.Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным
Слабые позиции по твердости-мягкости:
1. Перед /i/ внутри слова
2. Перед /ы/ внутри слова
3. Перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным
Понятие чередования. Различия исторических и позиционных чередований.
Морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты звучания, например: <штука>-<штучка>.
Варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом, называются алломорфами. Так алломорфами являются штук- и штуч-. При сравнении фонемного состава алломорфов обнаруживается факт чередования фонем.
NB!: чередований нет у москвичей.
Чередование – фонемное различие алломорфов одной морфемы.
Два типа чередований:
1) исторические
2) позиционные (живые, фонетические)
I. причина возникновения
Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.
NB! : в момент своего возникновения любое чередование позиционно
II. на письме
Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.
Кроме i//ы *играть-сыграть
III. позиция альтернантов
Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.
Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.
IV. произношение
Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.
V. нахождение
Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.
40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!) Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов.
Исторические чередования возникают из-за истории языка, но на момент возникновения они тоже являются позиционными.
Все чередования гласных :
Аканье : o//a (вода-воды)
Иканье : e//i (леса-леса); a//i (час – часы); o//i (нес-несу)
Ыканье : e//ы (цех-цеха); o//ы (жены – жена)
Комбинации : i//ы (играть-сыграть)
Исторические чередования: напр. тварь-творить, зарянка-зорька, гореть-огарок.
Позиционные и исторические чередования согласных
Все чередования согласных :
1) Позиция звонкость – глухость:
Зв//гл *сказать-сказка
Гл//зв *просить-просьба
2) Позиция твердость – мягкость:
Тв//мяг *рука-руке
Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные )
3) По месту и способу образования:
*Воза-возчик
4) Чередование с нулем
*Опоздать - поздно
Исторические чередования:
k|č –ruka-ručka. k|č|c – l’ik-l’ico-l’ičnыj. g|ž-nožыn’ka-naga.и т.д.
Фонема - это минимальная сегментная единица языка, служащая для различения значимых единиц - морфем. Это основная из незначимых единиц языка.
Фонема относится к звуку речи как инвариант к варианту, то есть как абстрактная единица к ее конкретным проявлениям. Таким образом, фонема - это минимальная единица языка, а звук - минимальная единица речи.
Основная функция фонемы - смыслоразличительная . Сравните слова стол и стул, мама, лама и рама - как мы понимаем, что в каждой группе перед нами разные слова? В каждом ряду слова различаются звуком только в одной позиции: первая пара слов - ударными гласными <о> и <у>, вторая - начальными согласными <м>, <л>, <р>. Следовательно, данные звуки выполняют в приведённых словах смыслоразличительную функцию и представляют различные фонемы. Фонемы не обязательно обозначают различия между корневыми морфемами. Сравните слова надорвать и недобрать - в них фонемы <а> и <э> различают приставки.
А теперь сравните следующие единицы: кот
и к[а]ты́ (кты), са[т]
и сады́ (с
ды)
. Перед нами разные формы одних и тех же слов. То есть разные звуки встречаются в одной и той же корневой морфеме (кот-, сад-),
не выполняют смыслоразличительной функции. Значит, эти звуки входят в состав одной фонемы - являются ее вариантами
. А как тогда определить фонему, какой звук: [о] или [а], [т] или [д] является для нее «заглавным»? Нужно определить сильную позицию
: для гласных фонем это ударная позиция, следовательно, в словоформах кот
и коты
реализуется фонема <о>. В слове кот
она представлена в основном варианте, а в слове коты
- в варианте [а] (точнее, ), так как звук [о]
в безударном положении подвергается качественной редукции. Для согласных сильной является позиция перед гласным, следовательно, в слове сады
реализуется основной вариант фонемы <д>,
а в слове сад
она представлена ее вариантом [т], полученным в результате оглушения звонкого согласного на конце слова.
Некоторые лингвисты различают варианты и вариации (или оттенки фонемы): вариантами являются
те звуки, представляющие данную фонему, которые совпадают со звуками, представляющими другую фонему, например, звук может представлять как фонему <о>, так и фонему <а>. А оттенок звука [о], которым он различается в словах вол
и вёл
, не меняет его качественно, мы не перепутаем здесь фонему <о> с другой фонемой. Следовательно, это только вариация фонемы <о>. Но такой подход вызывает ряд вопросов, например, если звук , несомненно, является, вариантом для фонемы <о>, то чем он является для фонемы <а>: вариантом или вариацией? С одной стороны, этот звук качественно
не отличается от ударного звука [а], но, с другой стороны, в этой позиции фонема <а> совпадает
с фонемой [о]. Поэтому мы не будем делить варианты фонемы на более и менее близкие к основному, для нас важно именно то, что есть общая языковая единица и ее конкретные реализации в речи.
Наличие разных звуков в одной и той же морфеме называется чередованием. В случае, когда разные звуки являются представителями одной и той же фонемы, говорят о позиционных чередованиях звуков.
Например, в словах пять
- пяти
- пятачок
звук [а] в ударной позиции позиционно чередуется
со звуком [и] с оттенком [э] в первой предударной позиции и со сверхкратким звуком [ь] во всех остальных позициях. Все эти звуки являются вариантами фонемы <а> после мягких согласных. Принято считать, что фонема
на письме передаётся буквой
. Действительно, если по звучанию слова кот
и код
совпадают в начальной форме, то на письме мы всегда их можем различить.
Фонемный состав этих слов записывается таким образом: <к><о><т>, <к><о><д>.
Но из этой закономерности есть исключения. Твёрдые и мягкие согласные представляют собой разные фонемы: ими отличаются друг от друга слова, например, мал
и мял
, вол
и вёл
. Эти слова различаются именно согласными звуками, а на письме это передаётся гласными йотированными буквами «я» и «ё», которые указывают на мягкость предшествующего согласного. Таким образом, в подобных случаях различные согласные фонемы не выражаются различными согласными буквами. Есть и обратное исключение - когда одна фонема передаётся разными буквами. Вспомните слова с приставками на «з», «с». В словах разобрать
и расселить
одна и та же фонема <з> представлена разными своими вариантами: [з] и [с]. Это именно одна фонема, так как в позиции перед глухим согласным все звонкие оглушаются: подтащить
, обтянуть
- в этих словах произносится глухой согласный звук, но пишется буква, обозначающая звонкую согласную фонему! Значит, в приставках на «з», «с» фонемный принцип письма нарушается
и уступает место фонетическому, то есть отображению буквой звука, а не фонемы.
Твёрдые и мягкие согласные могут представлять как отдельные фонемы, так и варианты одной и той же фонемы (твёрдой или мягкой). Возьмём, к примеру, слова коты
и котята
- морфема одна, значение
у неё одно, а фонемы разные! Почему здесь не следует не считать [т] и [т`] вариантами фонемы <т>?
Для различения фонем важно понять одну закономерность: одна и та же фонема в одной и той же фонетической позиции реализуется всегда одним и тем же вариантом
. Если в одной позиции наблюдаются различные звуки, следовательно, перед нами различные фонемы, так как разница
в звучании обусловлена не позицией звука относительно других звуков, а самостоятельна (или обусловлена закономерностями другого уровня). И в слове коты
, и в слове котята
звук [т] находится перед гласными непереднего ряда (перед гласными, отличными от [э] и [и]). Эта позиция является для согласной фонемы абсолютно сильной. Более того, мы можем привести слова кота
и котята
, где твёрдый и мягкий согласный находятся перед одним и тем же гласным [а]. Следовательно, перед нами явление, когда в одной и той же морфеме встречаются звуки - представители разных фонем. Другими словами, перед нами чередование фонем
. И обусловлено оно морфологической (морфемной) позицией - суффиксом, обозначающим детёнышей, который всегда требует смягчения последнего согласного производящей основы, сравните: слон
, но слонёнок, слонята; тигр
, но тигрёнок, тигрята
.
А если мы возьмём словоформы кот и о коте - то перед нами будет фонетическое позиционное чередование [т]/[т`], представляющее фонему <т>, поскольку все твёрдые согласные, парные по твёрдости - мягкости, смягчаются перед гласными [э] и [и], в какой бы морфеме те ни были.
Если позиционное чередование звуков внутри одной фонемы обусловлено именно фонетической позицией (для фонетического уровня не имеет никакого значения, что ноль звука после согласного
в слове сад
относится к окончанию, гласный [ы] в слове сады
- также к окончанию, а гласный [о]
в слове садочек
- к суффиксу), то чередование фонем обусловлено морфологической (морфемной) позицией - то есть становится важно, к какой морфеме относится окружение данной фонемы.
В русском языке достаточно часто встречаются такие морфологические чередования, выражающие определённые грамматические и словообразовательные значения.
Таким образом, все варианты одной и той же морфемы, встречающиеся в языке, могут различаться двумя типами чередований: позиционными (их было бы точнее назвать фонетически-позиционными) и морфологическими (морфемно-позиционными).
В одной и той же словоформе могут встречаться оба типа чередований. Например, в ряду словоформ воз
, в`оза
, возок
, возить
, везу
, вёз
, вожу, возит
корень воз-
представлен в вариантах 1) [вос], 2) [воз], 3) [в/\з], 4) [в/\з`], 5) [виз], 6) [в`ос], 7) [в/\ж], 8) [воз`]. Первые три из них содержат только позиционные (фонетические) чередования: в словоформах 1) и 2) представлено чередование согласных [с] и [з] как представителей фонемы <з>, в 2) и 3) - чередование гласных звуков [о] и как представителей фонемы <о> в зависимости от ударения. Если сравнить основной вариант - 2) - и вариант 8), то в данной паре слов мы будем наблюдать только морфологическое чередование: твёрдая согласная фонема <з> чередуется с мягкой фонемой <з`> перед суффиксом -и-,
формирующим глагольную основу. Во всех остальных словоформах представлены и те, и другие чередования: в 5) наблюдается историческое чередование фонем
Морфологические чередования в лингвистике часто называют историческими, так как они связаны
с процессами, которые ранее приводили к возникновению регулярных позиционных чередований,
а с изменением фонетической системы языка остались в виде чередования фонем.
Итак, мы знаем, что гласные фонемы представлены своим основным вариантом только под ударением. В безударном же положении звучание гласных меняется согласно регулярной закономерности: редукция (то есть сокращение) гласных зависит от позиции гласного относительно места ударения. Различают сильную позицию (ударную) и слабые: I слабая позиция - это I предударная (то есть гласный в слоге, предшествующем ударному) и абсолютное начало слова (только для слов, начинающихся на гласный, например, абрикос), II слабая позиция - это любая заударная позиция и предударные, отстоящие от места ударения более, чем на один слог (кроме абсолютного начала слова).
Каждая фонема всегда представлена в одной и той же позиции одним и тем же своим вариантом. Кроме места относительно ударного слога, выбор варианта гласной фонемы обусловлен еще и твёрдостью - мягкостью предшествующего согласного, а для фонемы <о> также важным оказывается условие нахождения после шипящего согласного.
В таблице представлены регулярные позиционные чередования гласных звуков в русском языке.
Сильная позиция (под ударением) | I слабая позиция (1-й слог перед ударным и абсолютное начало слова) | II слабая позиция (все остальные) |
а (с[а]д, п[`а]ть) | /\ после твёрдого согласного, сды$\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного п[$\textrm{и}^\textrm{э}$]ти | ъ после твёрдого (с[ъ]довод), ь после мягкого (п[ь]тачок) |
о (д[о]м, л[`o]д, ш[o]лк) | /\ после твёрдого согласного (дма), $\textrm{ы}^\textrm{э}$ после твёрдого шипящего согласного (ш[$\textrm{ы}^\textrm{э}$ ]лка) , $\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$\textrm{и}^\textrm{э}$]док) | ъ после твёрдых согласных (д[ъ]мовой, ш[ъ]лкопряд), ь после мягких (л[ь]доруб) |
э (шесть, лес) | $\textrm{ы}^\textrm{э}$ после твёрдых согласных (ш[$\textrm{ы}^\textrm{э}$]стой), $\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$\textrm{и}^\textrm{э}$]сной) | ъ после твёрдых согласных (ш[ъ]стипалый), ь после мягких (л[ь]состепь) |
и (пир) | и краткий (п[$\check{\textrm{и}}$]рог) | и краткий (п[$\check{\textrm{и}}$]рожок) |
ы (сырость, шире [шыр`ь])* |
ы краткий (с[$\check{\textrm{ы}}$ ]рой, ш[ $\check{\textrm{ы}}$ ]рокий) | ы краткий (с[$\check{\textrm{ы}}$ ]роватый, ш[ $\check{\textrm{ы}}$ ]рина) |
у (чудо) | у краткий (ч[$\check{\textrm{у}}$]десный) | у краткий (ч[$\check{\textrm{у}}$]деса) |
*Примечание. Гласный [ы] после твёрдых шипящих согласных, не имеющих пары по мягкости,
по традиции русской графики передаётся буквой «и». Вообще, написание гласных букв после
шипящих согласных и «ц» (которые в истории языка изначально были мягкими, но позже отвердели)
не подчиняется какому-либо последовательному правилу и носит чисто традиционный характер.
В области согласных звуков в современном русском языке также наблюдаются регулярные фонетические процессы, приводящие к возникновению вариантов фонем. Наиболее ярко они представлены в связи с таким качеством согласных, как звонкость - глухость. Выделяются три процесса, в результате которых нейтрализуются (то есть совпадают) глухие и звонкие фонемы.
Оглушение звонкого согласного на конце слова. Сравните пары слов рог - рок , кот -код , грипп - гриб , роз и рос . Они произносятся одинаково, с глухим согласным на конце: [рок], [кот], [грип], [рос].
*Примечание. Слова, подобные приведённым выше - совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, - называются омофонами
. Нейтрализация разных фонем часто приводит
к возникновению омофонов.
Какие согласные, по вашему мнению, составляют исключение, то есть не подвергаются оглушению?
Поскольку звонкий согласный переходит на конце слова в свою глухую «пару», то подвергаются этому закону только парные по глухости - звонкости согласные, а непарные звонкие (сонорные) не меняют своего произношения. Лом и ломать , нуль и нули , вор и воры , сон и сны - в корнях этих слов произносятся одни и те же сонорные согласные [м], [л`], [р], [н].
Сочетания согласных, один из которых звонкий, а другой - глухой, в целом не свойственны русскому языку. Поэтому в группах согласных происходит уподобление (ассимиляция) предшествующего последующему по звонкости - глухости (оглушение или озвончение). Такое изменение звучания согласных называется регрессивной (то есть идущей спереди назад) ассимиляцией.
Ассимиляция (уподобление) согласных по глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
Сравните слова полоска
и повозка
, походка
и перемотка
, супчик
и зубчик
. Во всех этих словах произносятся глухие согласные: [с] в первой паре слов (поло[с]ка - пово[с]ка),
[т] - во второй (похо[т]ка - перемо[т]ка),
[п] - в третьей (су[п]чик - зу[п]чик),
то есть и там, где они представляют соответствующие фонемы <с>, <т>, <п>, и в качестве представителей звонких фонем <з>, <д>, <б> (сравните: повозок
, ходить
, зубы).
Иногда такое оглушение приводит к образованию омофонов:
везти
- вести
, вперемежку
- вперемешку
.
Ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
Этот процесс встречается несколько реже, чем оглушение.
Сравните слова резьба и косьба, отдать и поддать - они произносятся со звонкими согласными [з`], [д].
Озвончение глухих непарных согласных приводит к образованию их нефонематических звонких пар:
[ч] переходит в [дж`] (сберечь бы),
[ц] - в [дз] (отец дал),
[щ] - в [ж`] (овощ был).
Перед сонорными согласными и [в] ассимиляции по глухости - звонкости не происходит: о[т]метить,
но по[д]метить, [с]вернуть,
но ра[з]вернуть
.
Ассимиляция (уподобление) согласных может происходить и по твёрдости - мягкости . Чаще происходит смягчение (ассимиляция по мягкости) твёрдых согласных перед мягкими. Не все согласные одинаково подвержены этому процессу.
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Ме[ст]о,
но о ме[с`т`]е, студе[нт],
но о студе[н`т`]е, [дн]о
, но о [`д`н]е
.
Как можно увидеть по последнему слову, в позиции перед мягким согласным происходит нейтрализация твёрдых и мягких согласных фонем, что иногда приводит к образованию омофонов
: словоформа о дне
может принадлежать как лексеме день
с мягкой фонемой <д`>, так и лексеме дно
с твёрдыми фонемами <д> и <н>, позиционно смягчёнными.
Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: [г]лядеть, [к]леить, [х]леб, по[л]неть
и
т. д.
Губные согласные не смягчаются перед мягкими зубными: [п]тенец, ко[ф]те, [м]леть, [в]зять.
Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: мо[р`]е - мо[р]ской , янва[р`]ь - янва[р]ский и т. д.
Также может происходить полная ассимиляция согласных
- два согласных, различных по месту образования, сливаются в один долгий согласный звук. Таким образом шипящие согласные уподобляют себе предшествующие свистящие: сшить
[$\overline{\textrm{ш}}$ыт`], сжать
[$\overline{\textrm{ж}}$ат`], счесть
[$\overline{\textrm{ш`}}$эс`т`], расщепить
[ра$\overline{\textrm{ш`}}$ $\textrm{и}^\textrm{э}$п`ит`], а также шипящие [ч] и [ц] уподобляют себе предшествующие [т] и [д]: отчет
, вкратце
[фкра$\overline{\textrm{ц}}$ъ]. Иногда в группе согласных один звук выпадает
, не произносится. Это происходит с согласными [т], [д]
(а иногда также с согласными [л] и [в]) в сочетаниях из нескольких согласных между гласными. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях «стн», «здн», «стл», «вств», «рдц», «лнц»: местный, поздний, счастливый, чувство, сердце, солнце.
Противопоставления гласных по наличию или отсутствию лабиализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся неизолированно.
На произношение гласных оказывают влияние согласные, а также место ударения в слове. В безударных слогах гласные отличаются от ударных, т.е. реально в речи гласных функционирует значительно больше, чем было представлено в таблице 2. Изменения гласных в зависимости от фонетических позиций (от места ударения в слове и от твёрдости или мягкости соседних согласных) называются фонетическими (или позиционными) чередованиями.
Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове
В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных звуков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные находятся в слабой позиции, произносятся менее отчетливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Редукции подвергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изменениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изменения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил оценку силы ударных и безударных слогов: 3 - сила ударного слога, 2 - сила первого предударного слога (он слабее), 1 - сила остальных безударных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различаются две степени изменения безударных гласных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) - для гласных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) - для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, большим - во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся короче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение безударного гласного происходит значительное отклонение в положении артикуляционных органов от того, что наблюдается при произнесении ударных. Безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Язык принимает положение, близкое к нейтральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из- за меньшей длительности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как ударный [а], а средне-нижнего - [Л]. Во втором предударном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее положение по вертикали.
По степени редукции и её характеру гласные среднего подъёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются гласным верхнего подъёма [и], [ы], [у].
Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударением, хотя и не утрачивают своего основного качества.
Такое изменение гласных верхнего подъёма [и], [ы], [у] называется количественной редукцией.
Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых позициях называется качественной редукцией.
Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных
Приспособление произношения одного звука к произношению другого называется аккомодацией. Различают три вида аккомодации: прогрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции предшествующего согласного: лямка - [л"амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции последующего согласного: брать - [брат"] и прогрессивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого согласного: сядь - ). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наибольшее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одного слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого слога.
При переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо - [м"асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м"] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произношения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое характерно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей
фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.
Гласный [и] после твёрдых согласных испытывает прогрессивную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произношении твёрдых согласных язык занимает более заднее положение, чем при произношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодвигается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть - [играт"] и сыграть - [сыграт"].
В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем гласные верхнего подъёма.
Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.
Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпадают по звучанию с другими гласными. Возможны только незначительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягкости соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ряда под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напряженными: тени - [т"э"н"и]. пили - [п"и"л"и], иль - [и"л]. Учитывая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отметить следующие позиционные чередования: [э]//[э"], [и]/[и"].
Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.
Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких согласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими - продвинутые вперед в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял - [м°ал], моль - [мо°л°], её л - [в°ол], юг - .
Между мягкими согласными гласные непереднего ряда представлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки - [л "y o κ ’и], дяди - [д, a o ∂ "ιtj, Лёни - [л ’о°н "и].
Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в зависимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно отметить следующие позиционные чередования: [a]∖∖a а а; о о о о; у
Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:
1) мена согласных по звонкости – глухости.
Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:
а) в абсолютном конце слова:
Друга – друг, дубы – дуб
[г] // [к], [б] // [п]
б) перед глухим согласным:
весь – всё, низок – низкий
[в’] // [ф], [з] // [с]
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:
просить – просьба, с окна – с горы
[с’] // [з’] [с] // [з]
2) мена согласных по твёрдости – мягкости.
Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .
[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .
3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].
Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.
Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,
сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .
4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .
Например: [г’и / га / нск’ иj] .
Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .
РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»
Понятие о графике. Развитие письма
Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.
Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.
Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.
Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.
Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).
В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).
На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит
За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.
До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».
В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.
Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.
С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.
К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.
За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.
Состав русского алфавита. Буква и фонема
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.
Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.
Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.
Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.
Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.
Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.
Воды - вода – водяной гриб - грибы
[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]
<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]
В русском языке существуют сильные и слабые звука, поэтому существуют позиционные чередования звуков. Наряду с ними существуют и позиционные (или фонетические чередования), существует так же исторические чередования. Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж. Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое.
Чередование звуков – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме.
Чередования различаются по характеру чередующихся фонем: чередования гласных или согласных: о//а (ходить - расхаживать), к//ч (пеку - печёшь) . Звуки могут чередоваться не только друг с другом, но и с нулем звука: мес[т]о - мес[-]ный (местный), со[л]нечный - со[-]нце (солнце), стро[й]ка - стро[-]ит.
Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными):
е - о: несу - носит, везу – возит
е - о - нуль звука - и: наберу - набор - набрать - набирать
е - ноль звука: день - дня, верен – верна
о – а: приготовить – приготавливать
о - нуль звука: сон - сна, ложь - лжи, крепок - крепка
о - нуль звука - ы: посол - послать – посылать
а (я) - м - им: жать - жму - пожимать, взять - возьму - взимать
а (я) - н - им: жать - жну – пожинать, примять - примну – приминать
у - ов: кую - ковать, радую – радовать
у - ев: ночую - ночевать, врачую – врачевать
ю - ев: плюю - плевать, горюю – горевать
у - о - ы; сухой - сохнуть – засыхать
и - ой: бить - бой, запить – запой
е - ой: петь – пой
Чередование согласных:
г - ж: берегу - бережешь, жемчуг - жемчужина, строгий - строже
к - ч: пеку - печешь, мука – мучной
х - ш: слух - слушать, горох - горошина, сухой – суше
г – з - ж: друг - друзья – дружный
к - ц - ч: лик - лицо – личный
з – ж: возить - вожу, мазать - мажу, низок – ниже
зг - зж [ж]: визг – визжать
зд - зж [ж]: бороздить – борозжу
с - ш: носить - ношу, плясать – пляшу
д - ж: ходить - хожу, молодой – моложе
т - ч: х отеть - хочу, хлопотать – хлопочу
ск - ст - щ: пускать - пустить - пущу, густой - гуще
б - бл: любить - люблю, колебать – колеблю
п - пл: купить - куплю, капать - капля
в - вл: давить – давлю, ловить – ловля
ф - фл: графить – графлю
м - мл: сломить - сломлю, дремать – дремлю
д, т - с: веду - вести, плету – плести
к, г - ч: привлеку - привлечь, помогу – помочь
Исторические чередования
Исторические (традиционные) чередования - чередования звуков в пределах одной морфемы, не обусловленные современными фонетическими законами, а отражающие фонетические процессы, которые действовали в более ранние периоды истории развития языка: писать - пишу, сон – сна.
Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.
Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.
Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции.
Фонетическая транскрипция - особый вид письма, созданный для записи устной речи в соответствии с её звучанием (на сколько это возможно).
^- крышечка, редуцированный гласный звук О А или Е в первом предударном слоге и абсолютном начале слова. ПОСЛЕ твёрдого согласного!
Ъ- ер, редуцированный звук О А Е во всех безударных слогах, кроме первого предударного!
ПОСЛЕ твёрдого!
И е - редуцированное Е в первом предударном слоге. Мягкость согласного!
Ь- ерь, редуцированное э. Во всех позициях кроме первого предударного. После Мягкого!͞͞
т - обозначение долготы согласного звука.
Т’ – обозначение мягкости согласного звука.
Й разделяется на сильный йот [j] и слабый - (знак безгласности, не слоговой)
Статьи по теме: | |
Спаривание богомолов Самка богомола откусывает голову самцу
У самок богомола есть привычка убивать и есть своих партнеров во время... Как муравьи выращивают детей из яиц
В природе существует более 110 видов муравьёв-жнецов, из них 5 видов... Славка ястребиная Питание птицы славки
ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ (Passeriformes) СЕМЕЙСТВО СЛАВКОВЫХ (Sylviidae)... |