Монастырь в скале армения. Армения

Более полное название - Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Дорога к монастырю

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

История

Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Обитель назывался Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье.

В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения - вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци.

Расположенные по периметру монастырского двора, одно- и двухэтажные жилые и хозяйственные корпуса неоднократно обновлялись.

Достопримечательности

Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, - отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Осуществленные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

Часовня Григория Просветителя

Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

Главный храм

Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу - снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада - лев, нападающий на быка, - символ княжеской власти.

К западу от главного храма находится, примыкающий к скале, притвор, возведенный в 1215-25 гг.

Пещерные церкви

Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

Слабое освещение определило сильную профилировку, украшающих стены, рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре - голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Взамен кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи - орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях - родовой герб князей Прошян.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

Усыпальница сына князя Прош - Папака и его жены – Рузукан, высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Туристам

Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Большинство людей, приезжающих в Гегард, также выбирают для посещения близлежащий храм в Гарни, расположенный ниже по течению реки Азат. Посещение обоих мест - настолько распространённое явление, что экскурсия коротко называется «Гарни-Гегард».

Монастырь Гегард, как правило, посещают сразу после храма Гарни в тот же день. Это разумная логистика ибо они в 10 километрах друг от друга. И совсем недалеко от Еревана. Так что даже если у вас мало времени на достопримечательности Армении, в Гегард и Гарни вы точно успеете и они обычно в списке первых мест, что посмотреть в Армении.

Я была во многих монастырях Армении из тех, куда обычно едут все туристы, и не читала ничего про них перед поездкой, кроме сухих исторических фактов из Википедии. По внутренним ощущениям понимала мое это место или нет. Так вот Гарни, как и монастырь Санаин, мой. А мой это значит ходишь бродишь и вдруг останавливаешься в одном месте и садишься на пятую точку, как собака. Как у Кастанеды, буквально. И врастаешь.

Монастырь Гегард величают монастырем вырубленном в скале. И это отчасти так и есть. Но не весь. Кафедральный собор, который мы видим как только попадаем внутрь построен, а помещения внутри, притворы и кельи монахов вырубались на протяжении десятилетий и веков.

Гегард — это красота и чудо, несмотря на торговлю начиная у парковки и заканчивая у входа.

Точная дата основания монастыря не известна, но то, что монастырь построен вокруг источника, который как раз течет внутри притвора и ради которого и приезжают многие армяне, говорит об еще дохристианском основании этого святого места.

Монастырь Гегард пережил много войн и разграблений, ему покровительствовали великие армянские династии, но от тех пор почти ничего не сохранилось. Почти. Кроме камня, который армянские мастера умели и умеют обрабатывать ювелирно. Так, на входе в монастырь нас встретили древние хачкары, высеченные в камне. При всем желании их унести и уронить разбить было невозможно.

Монастырь Гегард получил известность и стал местом паломничества, так как здесь хранилась священная реликвия — Святое копье, которым проткнули Иисуса. Сейчас копье в хранилище армянского Ватикана — в Эчмиадзине. Как и золотые буквы армянского алфавита.

В комплексе Гегард сейчас доступны для осмотра монашеские кельи, часовня и вот, Кафедральная церковь Катохике.

В монастыре Гегард, прям внутри церкви Авазан (Бассейн), точнее в притворе, есть источник, который считается святым и целебным. И он более известен, чем источник Оци Порт. Люди приезжают сюда с пустыми бутылочками, набирают с собой воду, умывают детей.

Из притвора можно попасть в части монастыря, которые буквально выдолблены в скале. При чем выдалбливались они сверху вниз.

Усыпальница Прошьянов. Под гербом рода Прошьянов, в виде двух львов скованных железным кольцом, которое зубами держит бык и орел с овцой в когтях, лежат останки рода.

Герб Прошьянов. Правитель Иван Закорян получил монастырь Гегард в знак благодарности за освобождение страны. А потом продал Гегардаванк принцу из рода Прошьянов, который расширил монастырь и построил скальные церкви. Таким образом это семейный монастырь и усыпальница и мавзолей рода Прошьянов.

В церковь Прошьянов можно попасть через усыпальницу. Меня лично в Гегарде пленил свет. Вот эти лучи, что пробиваются через единственное отверстие в стене или потолке. Просто словно луч света прям оттуда, с небес.

А вот через потолок льется свет. Но сбоку, конечно, более впечатляюще выглядит.

Еще один купол в монастыре Гегард. В усыпальнице.

Помимо того, что большая часть монастыря Гегард была выдолблена из камня, так еще внутри столько резьбы по камню, что очень жалко становится из-за отсутствия света, чтоб рассмотреть все.

Как я уже писала, армяне ставят свечи в храмах и монастырях в одном месте. Бог услышит, за здравие или за упокой и какому святому молился человек.

Во время землетрясения в 17 веке Гегард был значительно разрушен, но после восстановления стал летней резиденцией Католикоса всех армян.

Над главным собором, если подняться по лестнице в скалах, можно попасть в кельи монахов, которые полностью высечены в камне. И подобных скитов для монахов здесь около сотни, хотя часть после землетрясения так же была разрушена.

Рядом с кельями выдолблены в скале хачкары, датированные 11-13 веками. На многих их этих хачкаров надписи зафиксировали имена богатых дарителей и покровителей церкви.

Красный цвет хачкар, вордан кармир, получен из червяков. Да-да, из определенного вида червей. Стойкость краски, которую из них получали, можно оценить по тому, как она сохранилась спустя 800 лет. Во многих странах, куда экспортировали этот краситель, он ценился выше золота. Страшно представить сколько червей замучили и убили эти святые люди.

Помимо самих келий монахи вырубали себе в них и альтарь и место для сна и все, что есть в келье.

Во всех армянских храмах живут и строят гнезда ласточки. При чем их никто не гонит даже если они поселились над иконой и икона от такого соседства вся пометом загажена. Ласточки это благодать.

Верхний притвор в монастыре Гегард так же высечен из камня. Свод поддерживается четырьмя колоннами который так же были высечены в породе вручную! На это понадобилось ой сколько лет, около 40, и это не может не впечатлять. Верхний притвор по своей композиции поделен на 9 частей. Я уже писала про храм Гарни , что число 9 очень важно было для армян.

Верхний притвор является еще и мавзолеем и здесь есть захоронения рода Прошьянов (на фото видны могильные плиты).

А еще здесь очень хорошая акустика. В монастыре раньше была музыкальная школа и среди местных композиторов сочиняющих шараканы (армянские религиозные песнопения), была и женщина. По тогдашним канонам женщина не могла появится перед монахами, но тем не менее, женщина композитор Саакадухт была очень знаменита, и ее пригласили преподавать и в Гегард. Правда преподавала она из-за занавески.

В верхнем притворе имеется отверстие, которое ведет в усыпальницу. По легенде его сделали, чтобы песнопения шараканы могли проникнуть на нижний этаж.

Как добраться до монастыря Гегард

Поездку в Гегард лучше всего совместить с посещением храма Гарни. Они находятся в 10 километрах друг от друга, поэтому если вы возьмете в аренду машину, например я часто арендую машины , или возьмете машину в аренду вместе с водителем, то дорога будет у вас одна. Любая навигационная программа вас направит.

А вот на автобусах будет сложнее и дольше. Об этом я писала

Храм Гарни, монастырь Гегард и Арка Чаренца — одни из самых . И если первые две поведают путешественникам о многовековой культуре и истории страны, то последняя позволит насладиться отличным панорамным видом на священную гору Арарат.

Обычно поездку (или организованную экскурсию) в древний языческий храм Гарни, горный монастырь Гегард и осмотр арки Чаренца (с видом на Арарат) объединяют, так как они находятся в одной стороне. И первой остановкой в экскурсии является арка Чаренца, которая из данных трех достопримечательностей находится ближе всего к столице Аремении — .

В 1957 по проекту армянского архитектора Р. Исраэляна была воздвигнута арка Чаренца. Достопримечательность расположена восточнее Еревана, возле села Вохчаберд. На первый взгляд сооружение абсолютно заурядно: оно возвышается над землей на 5 м. и представляет собой двойную арку из бетона и камней, перекрытую кровлей, однако автор постройки вложил в нее особый смысл.

Достопримечательность носит имя поэта Егише Чаренца (1897−1937). В своих произведениях он воспевал армянский народ, свою страну, ее природные красоты и один из символов государства — . Когда в 1921 году гора отошла Турции, это стало для него настоящим ударом. Считается, что поэту нравилось любоваться на библейскую вершину именно с того места, где теперь возвышается Арка. На ее стенах выбиты строки, посвященные величественному пику.

На армянской купюре в 1000 драм изображен тот самый поэт Чаренц

Строки стихотворения Чаренца, запечатленные на арке

Существует мнение, что Арка Чаренца — первый в Советском Союзе негласный памятник жертвам репрессий: она была построена сразу после того, как А. Микоян огласили в своей речи имя поэта, погибшего в тюрьме.

Официальная версия гласит, что монумент возвели в честь 60-летия Е. Чаренца.

Арку посещают ради великолепного вида на Арарат. Достопримечательность находится на холме, к которому ведет несколько ступеней. В ясную погоду перед путешественниками, с каждым новым шагом, все больше вырастает заснеженный пик. Уже на самой вершине холма гора оказывается идеально вписанной в арочный проем. Панорама, открывающаяся на смотровой площадке сооружения, и является «изюминкой» места.

Нам же Арарат с этой точки не открылся, вот какой вид смогли запечатллеть мы:

Денис и наш водитель Карен, за ними должен открываться знаменитый вид на Арарат, но нам не повезло

Языческий храм Гарни

Второй остановкой поездки обычно становится языческий храм Гарни. Расстояние между ним и Ереваном — 30 км.

Он находится неподалеку одноименного села, на треугольном мысе, возвышающимся над долиной реки Азат.

Крутой обрыв и горная речка Азат внизу

Предположительно, он был построен в 1 веке нашей эры, во время правления царя Трдата I. Когда-то здесь располагалась мощная крепость: ее очень любили армянские правители за неприступность и мягкий климат.

Перед нами предстала такая эпическая картинка Гарни

С принятием Арменией христианства в 301 году, языческие святыни стали повсеместно уничтожаться, и единственная сохранившаяся постройка той эпохи — как раз Гарни, посвященный богу солнца Митре .

В 1679 году здесь произошло крупное землетрясение, разбросавшее обломки храма по всей речной долине. Только в 30-х годах 20 столетия архитектор Н. Г. Буниатян составил проект восстановления достопримечательности, а благодаря усилиям добровольцев и реставраторов удалось собрать даже самые мелкие осколки древнего сооружения. Уже в 60−70-х годах объект был отреставрирован.

Храм Гарни представляет собой постройку в классическом греческом стиле с крышей в виде треугольного фронтона. Фасад здания венчает 24 колонны — по 8 с боков, и по 6 спереди и сзади.

В основании языческой святыни находится высокий подиум с крутыми ступенями. На этих ступенях очень любят фотографироваться туристы:

Стены и потолки Гарни украшены изящной резьбой: на стенах изображен изощренный орнамент с гранатами, виноградными лозами, цветами и орешником.

Восхищает не только архитектура храма Гарни, но и окружающий его ландшафт: отвесные утесы, горы, бурая река, густая зелень.

Возле достопримечательности находится еще один интересный памятник архитектуры — Римские бани.

Важно! Храм работает круглогодично без перерывов и выходных. Летом он открывается в 10:00, и провожает последнего посетителя в 21:00. Зимой же, комплекс закрывается раньше — в 17:00. Стоимость билета: около 2000 драм.

Стоимость входа в Гарни: официальная касса на входе

В январе 2018 года территория Гарни была на частичной реконструкции:

Вход на территорию храма Гарни: укладывают новую плитку

Просто понравился китайский мальчик-турист с фотоаппаратом в парке храма Гарни

Занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уникальный пещерный монастырь Гегард (Гегардаванк, Айриванк, Гехард) расположен в Котайкской области, возле ущелья реки Гохт.

Уже на подъезде к монастырю Гегард мы видим христианский крест, установленный высоко на скале:

Наш водитель Карен рассказал, что крест этот установил вот этот парень, торгующий цветочными веночками у монастыря, видимо, он здесь знаменитость:

Также у входа в монастырь можно купить самые разнообразные армянские вкусности и религиозные сувениры:

С армянского название «Гегард» переводится как «монастырь копья». Связано оно с тем, что библейское копье Лонгина, привезенное в страну апостолом Фаддеем, некоторое время хранилось именно тут. Сейчас оно экспонируется в Эчмиадзине.

Вход на территорию монастыря


Точная дата возникновения святыни не известна. Считается, что первым на ее месте появился монастырь Айриванк, основанный Григорием Просветителем в 4 веке.

Он просуществовал до 9 столетия и был стерт с лица Земли. Современный Гегард появился только в 1215 году — это дата строительства его главной часовни Катогике.
На двух ярусах обители расположено 7 церквей и 40 алтарей, причем большая часть из них спрятана в утесах.

Архитектурный ансамбль монастыря формируют выдолбленные в скале хачкары, кельи, часовни, и другие помещения:

  • Катогике . Основная и наиболее почитаемая церковь. По ее углам расставлены двухъярусные часовни. Южный фасад здания украшен резными деревянными воротами, с изображением голубок, гранатов и винограда. Сводчатый купол постройки украшают рельефы с животными и людьми;
  • Гавит (притвор) . Частично вырезан в скале. Его каменную крышу поддерживают 4 колонны. Центр постройки увенчан великолепным куполом со сталактитами;
  • Скальная церковь (Авазан) с родником . Первый пещерный храм — появился в 1240 году. В его центре также расположен сталактитовый купол, а основное пространство занимает кафедра и алтарь с апсидой;
  • Жаматун . Вторая пещерная церковь Аствацацин (Богоматери) и усыпальница Прошьянов расположена на востоке Авазана. Вырубленная в 1283 году, она представляет собой квадратную комнату, богато украшенную рельефами;
  • Скальная церковь за жаматуном . Возведена в 1283 году. Это постройка с кривыми углами и рельефными изображениями природы, людей и животных;
  • Верхний жаматун . Дата постройки — 1288 год. Здесь расположены княжеские гробницы;
  • Часовня Св. Григория Просветителя . Находится над дорогой, неподалеку от входа в обитель. Имеет прямоугольную форму и подковообразную апсиду. На стенах имеются следы фресок.

Главный храм монастырского комплекса Гегард

Внутри монастыря Гегард:


Внимание! Монастырь и по сей день действует, поэтому вход на его территорию свободный. Попасть сюда можно в любой день недели в любое время. Обычно, посетителей принимают здесь до конца светового дня.

Вездесущие армянские котики живут даже в скальном монастыре Гегард:

Осмотром церквей внутри комплекса ограничиваться не стоит, советуем выйти за пределы через боковую дверь в правой части забора, защищающего храм Гегард:

Выйдя за территорию, взгляд сразу упирается в беседку и пеньками — здесь проводятся ритуальные убийства баранов для жертвоприношений на различные праздники:

ленточек:

А эта аллея ленточек заканчивается импровизированным садом камней, который создали, по видимому, сами туристы:

Каждый уважающий себя турист считает своим долгом создать свою каменную пирамидку

Как добраться до Гарни, Гегарда и Арки Черенца из Еревана?

Все достопримечательности расположены на пути к Гарни, добраться к которому можно несколькими способами:

  • На общественном транспорте. Ереван и Гарни разделяет около 30 км. Попасть к храму можно на маршрутном такси № 284 и автобусе № 266, что отправляются от автостанции позади салона «Мерседес». Из центра города (проспект Маштоца) отходит маршрутка № 51. Поездка будет стоит порядка 300 драм;
  • На такси. Самый удобный способ, так как общественный транспорт курсирует с перебоями. Мы договаривались с водителем на все наши поездки по достопримечательностям Армении. Поездка в Гарни-Гегард+ арка Чаренца обошлась нам в 15 000 драм ($ 31).

Важно! Арка расположена перед поселком Вохчаберд. Чтобы добраться до нее, следует ориентироваться на большую стоянку туристических автобусов: в 50 м. от нее достопримечательность и находится.

Транспорт до языческого храма высадит туристов на главной дороге, с которой нужно свернуть направо, и идти еще порядка 500 м.

Гегард удален от Гарни на 10 км. Чтобы уехать к обители, можно поймать маршрутку № 284: она доедет до села Гохт, от которого 4 км. придется идти пешком или ехать на попутках. Лучший вариант — договориться о поездке с водителем такси, они стоят на обочине трассы. Дорога обойдется примерно в 2000 драм.

Арка Чаренца, храмы Гарни и Гегард на карте:

Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Летал я туда по делам всего на 4 дня. Невзирая на то, что дел этих было выше головы, и нас там чуть не смыло (дождь лил все это время) – удалось немного поездить, показать жене и дочке Армению. Побывали в Грани, Гегарде, Хор Вирапе. Насколько позволили низвергающиеся с небес потоки воды побродили по Еревану. К величайшему сожалению не удалось показать озеро Севан, но, надеюсь что это не был наш последний визит в Армению.

    Гегард:

    Хор Вирап:

    А теперь по порядку.

    Гарни.
    Языческий храм Гарни (I в н. э), расположен в 28-ми км. от Еревана в долине реки Азат.
    Храм является единственным сохранившимся на территории Армении образцом древнегреческой архитектуры.
    Храм вместе с крепостными стенами был разрушен во время землетрясения в 1679 г. Основное здание храма - Храм Митры - было восстановлено в Советское время (начало реставрации в 1949 г.).
    Храм был воздвигнут в честь популярного в Малой Азии бога Митры, культ которого проник в дальнейшем в Грецию и Рим. Слово "Митра" является синонимом греческого слова "Гелиос",что означает солнце, бог Солнца.

    Камень даты основания. Этот камень с надписью на греческом языке и большим крестом, выбитом в его верхней части, указывает на дату постройки храма и дворца в I веке н. э.
    Надпись, в частности, гласит: "Эллины! Царь Армении Трдат Великий в одиннадцатом году своего правления построил этот замок для царицы и эту крепость неприступную..."

    Храм Митры:

    Развалины Церкви Св. Сиона и Часовни Маштоца

    Внутри Храма Митры:

    Римские бани:

    Ущелье реки Азат:

    Гегард.
    Монастырский комплекс, расположенный примерно в 40 км. от Еревана в долине реки Азат.
    Слово "гегард" (или, ближе по произношению, "гехард") переводится с армянского языка как "копье".
    Точная дата основания монастыря неизвестна, но одна из версий гласит, что монастырь был основан в IV веке, в первые годы установления в Армении христианства как государственной религии. Полагают, что основателем монастыря был Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) - первый Католикос (епископ) Армении.
    Некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал.
    Монастырь Гегард внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

    Хачкары на стене храма, вырубленного в скале:

    Хор Вирап
    (надо признаться, что, к своему стыду, раньше я здесь на разу не был…)
    Монастырь Хор Вирап и древний город Арташат расположены на самой государственной границе с Турцией, на левом берегу реки Аракс. Хор Вирап находится неподалеку от языческого храма Анаит. Именно отсюда царь Арташес I, построив столицу в 189-188 гг. до н. э. начал воссоединение армянских земель.
    Монастырь знаменит тем, что в нем находится яма-темница, в которой, кишащей скорпионами и змеями, томился 13 лет Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), духовный наставник и предводитель первых Христиан Армении, первый Католикос Армении.

    Стена монастыря с башнями:

    Хачкар (крест-камень):

    Церковь Св. Богородицы:

    Покои настоятеля монастыря:

    Церковь Св. Григора Лусаворича (Св. Григория Просветителя):

    Лестница ведущая в каменную темницу (яму Св. Вирапа), в которой 13 лет томился Св. Григор Лусаворич:

    Вид на монастырь Хор Вирап с соседнего холма:

    Это и есть граница. Слева - Армения, справа - Турция. Вдали видна пограничная вышка.

    Вид из монастыря на Арарат, который наконец-то решил чуть-чуть показаться нам из-за туч:

    Ереван

    Вид на Ереван со смотровой площадки у памятника 50-ти лет сов. власти:

    Кафе на ул. Абовяна:

    Северный проспект - "вставная челюсть" Еревана. Никогда еще не видел ничего столь диссонирующего с окружающим:

    Поющие фонтаны на Площади Республики:

    В день отлета погода нас снова порадовала – на несколько часов прекратился дождь и я немного пофотоохотился из окна кафе в аэропорту Звартноц на самолет «авиакомпании», услугами которой не воспользуюсь никогда в жизни . Если интересно почему – спрашивайте, расскажу.

gastroguru © 2017