Выбор читателей
Популярные статьи
Написание н нн
в суффиксах прилагательных причастий и наречий зависит от особенностей образования конкретного слова, его формы и наличия зависимых слов.
Таблица
Правописание н нн
в прилагательных причастиях наречиях
исключения – масленый , ветреный (но безветренный, наветренный ).
исключения – оловянный, стеклянный, деревянный
исключения – крещеная мать, раненый солдат, названая сестра
исключения : кованый, жеваный
1. Когда в прилагательных пишется нн
?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н-
от причастия с -нн-
?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н
и нн
в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н
пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа – кожан ый: песок, рожь;
барабан – барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина – глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать – вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять – валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.
2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.
Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.
3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:
болезнь
– болезненн
ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.
бесить
– бешен
ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.
4. Графически объясните написание н и нн в словах:
кошен
ый луг – некошен
ый, скошенн
ый и кошенн
ый по росе луг;
выкрашенн
ый забор – крашеный – давно не крашенн
ый – некрашен
ый;
неткан
ая скатерть – тканн
ая золотом – сотканн
ая – несотканн
ая;
ранен
ый воин – раненн
ый в бою – легкоранен
ый – поранен
ы плугом;
жжен
ый сахар – полусожженн
ая рукопись – выжженн
ая пустыня.
5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн .
1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон ого коня. 8) Станица обнесен а землян ым валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрен а, как и ее барышня (А.Пушкин) . 10) Ночь была безветренн ая.
6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.
7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.
8. Объясните написание н и нн в словах.
Прян ик, тружен ик, гостин ица, морожен ое, путешественн ик, дружинн ик, родственн ик, малинн ик, священн ик, воспитанн ик, учен ик, лиственн ица, конн ица, гривенн ик, имен инн ик, пленн ик, ставленн ик, коноплян ик, нефтян ик, сушен ица, учительн ица, путан ица, торжественн ость.
9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.
Образец:
тушен
ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн
ые в горшочке (з.с.); нетушен
ые (приставка не-
не влияет на правописание); потушенн
ые овощи (приставка).
Кован
ый сундучок, груженн
ая кирпичом баржа, стрелян
ые гильзы, раненн
ый в плечо, названн
ый в честь, сеченн
ые градом поля, купленн
ый товар.
10. Объясните написание н и нн , указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственн ое (лиственн ое).
Болезненн о вялый вид, длинн орукий юн оша, прян о-нежный аромат, послеобеденн ый сон, свежеморожен ое мясо, свежезамороженн ые фрукты, самоткан ый ковер, малоношен ый пиджак, высокохудожественн ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.
11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный – беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.
12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственн ик, родственн ость.
Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.
14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованн
ы. Комиссии уже образован
ы.
2) Лица солдат суровы и озабоченн
ы. Мы были озабочен
ы зачетом.
3) Сборы прошли организованн
о. Организован
о хорошее питание.
4) Шерсть вся запутан
а котенком. Эта история запутанн
а и неясна.
5) Море взволнован
о бурей. Говорил взволнованн
о, горячо.
15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн ).
1) Размешанн
ые краски,
2) бесценн
ая вещь,
3) выкрашенн
ые лавки,
4) поляна освещен
а,
5) ткан
ый узор,
6) туристы размещен
ы,
7) комиссия образован
а,
8) румян
ые лица,
9) свин
ые окорока,
10) некрашен
ая ткань,
11) писан
ая красавица,
12) тетрадь исписан
а,
13) кожан
ый портфель,
14) ветрен
ый день,
15) ветрян
ой двигатель,
16) безветренн
ый день,
17) рассеянн
ый мальчик,
18) нечаянн
ая ошибка.
Задание 1.
Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец:
румяный
– ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно
.
Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.
Задание 2.
Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец:
маслен
ица – маслен
ый (блин).
Непринужденн ость, бешен о, бесцеремонн ость, жизненн о, доверенн ость, гостин ица, ветрен о, лиственн ица, карманн ик, таможенн ик, родственн ик.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.
Задание 1.
Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец:
время революции – революционн
ое время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
Задание 2.
Объясните написание н
и нн
по образцу.
Образец:
копчен
ость – копчен
ый
.
Смышлен ость, воспитанн ик, мудрен ость, маслен ица, избранн ик, туманн ость, путан ица, запутанн ость, ремесленн ик, юн ость.
Задание 1.
Превратите причастия в прилагательные.
Образец:
печенн
ая в золе рыба – печен
ая рыба, позолоченн
ое кольцо – золочен
ое кольцо
.
Квашенн ая в бочке капуста, побеленн ый потолок, растопленн ое масло, груженн ая лесом баржа, вымо-щенн ая улица, раненн ый в руку воин, давно не крашенн ые волосы, незасеянн ое поле, посаженн ые детьми кусты.
Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о- .
Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.
Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.
Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».
Задание 1.
Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец:
запутать – шерсть запутан
а, говорить запутанн
о
.
Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.
Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн- .
Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.
Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Кошен
ый луг – нескошенн
ый луг
крашен
ое изделие – давно не крашенн
ый забор
плетенн
ая умельцем корзина – корзина не сплетен
а
купленн
ый хлеб – ранен
ый солдат
данн
ый пример – ткан
ый узор
полусожженн
ая рукопись – полувялен
ая рыба
морожен
ое мясо – незамороженн
ая ягода
Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .
(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.
Решения обдуманн
ы (верны) – все ходы обдуман
ы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн
ы (решительны)
Бумаги направлен
ы в суд – двигаться направленн
о
Задание 1.
Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец:
белить – белен
ый, давно не беленн
ые стены
.
Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.
Задание 2. Объясните написание по образцу: тканн ый золотом платок (есть зависимое слово).
Спрятанн ое морожен ое, запутанн ое дело, путан ая история, юн ый шахматист, история запутанн а, нерешенн ая задача, неткан ый материал, золочен ая нить. неразгаданн ая тайна, слоен ый пирог, кипячен ая вода.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн .
Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.
Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспитан ы – воспитанн ы, изолирован ы – изолированн ы, спаян ы – спаянн ы, рассеян ы – рассеянн ы, сдержан ы – сдержанн ы.
Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.
Таблицы с примерами.
Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный
Искл.: ветреный (но: безветренный)
Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный
(старинный (старина), карманный (карман) )
Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный
Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)
Сложные прилагательные
Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,
что и соответствующее им самостоятельное слово
Краткие прилагательные
Пишется столько Н, сколько и в полной форме
Краткие причастия
Всегда пишется только Н
Сделано дело, задача решена, связаны словом
ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.
(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована )
Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное
В наречиях на -о- и -е- , образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н :
Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.
Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 8 классе.
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
Самые активные участники недели:
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Цели урока:
Закрепить тему «Образование наречий»;
Познакомиться с условиями написания Н и НН в наречиях;
Вырабатывать навыки написания наречий с Н и НН, пользуясь полученными знаниями;
Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Оргмомент:
Здравствуйте! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, т. к. у нас присутствуют гости. Давайте покажем им, как хорошо мы умеем работать.
Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка поднимает настроение, и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!
Сегодня нам придётся потрудиться, ведь кроме повторения и закрепления предыдущей темы – «Образование наречий», нам предстоит познакомиться с новой темой «Правописание Н и НН в наречиях», поэтому наши цели — . (см. выше).
2. Чтобы понять, как вы усвоили тему «Образование наречий», я дам несколько заданий по карточкам:
Карточка №1 : — о способах образования наречий, с примерами.
Карточка №2 – домашнее упражнение № 93.
Весь класс в это время записывает дату и выполняем задание в тетради:
Задание для класса: подобрать антонимы к наречиям, записанными на доске и выполнить их словообразовательный разбор: назад, влево, затемно, часто, хорошо, весело, холодно, начерно, долго.
1. Карточка о способах образования наречий.
2. Упражнение № 93 (домашнее)
3. Задание для всего класса.
Учитель просит учащихся вместе с одним учеником из класса записать на доске и в тетрадях предложение и разобрать его по членам.
Валентин смотрел на Наташу влюбленно, страстно, призывно.
— есть ли в предложении наречия?
— имеет ли их написание отношение к теме урока?
Вы заметили, что два наречия мы написали с Н, а одно НН.
От чего же зависит написание наречий с Н и НН?
=>учитель озвучивает правило.
=>правило в учебнике (§13)
Да, ребята, правило это очень простое, но и в нём есть свои трудности.
Помните ли мы, когда писать Н и НН в прилагательных? (схема ) причастиях?
Что общего и различного в написании кратких форм прилагательных и причастий?
— в прилагательных – в полной и краткой форме – одинаково
— в причастиях – в полной форме 2, а краткой – 1.
Итак: в помощь – ТАБЛИЦЫ-помощницы.
! Учитель объясняет, что написано в таблицах и для примера использует упражнение 97 – 1-ое предложение.
Прежде, чем мы продолжим, давайте немного отдохнем. Сейчас вы услышите ряд слов разных частей речи. Мальчики встают, если звучит наречие, девочки – если существительное.
Красивый, доброта, скромно, помогать, помощь, взаимопонимание, дружно, одинаково, нежный, любимый, друзья, заботиться.
Молодцы ребята! Я надеюсь, что все эти слова есть в вашем личном словарике и часто вами используются!
Закройте книги: напишите на линейке цифры от 1 до 9 с промежутком в сантиметр. Мы напишем графический диктант: (Упражнение 97 + 1 предложение своё).
Проверка и выставление (за диктант)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Вы готовы к серьезной работе. На доске записаны предложения. Их нужно списать, вставить пропущенные буквы.
Итоги урока:
— какую тему изучили?
— как звучит правило?
— всё ли было понятно?
Д/з: §13, упражнение 100, подготовить устное сообщение по упражнению 99.
Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
Сейчас мы с вами запишем под диктовку предложение и проанализируем его.
Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)
Задания:
- Объясните устно и обозначьте графически условия поста новки знаков препинания.
Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кон чился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).
Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сде лав? или что дела я?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.
- Как образовано наречие неожиданно?
Записываем: неожиданно неожиданный.
- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?
Записываем: сильно сильный.
- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?
Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предла гаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях.
Работа со словами, приготовленными до урока на листах. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обознача ют орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.
Искусстве..ый
медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый
скром..ый
испуга..ый
взволнова..ый
традицио. .ый
идеаль. .ый
благодуш..ый
несураз. .ый
Выполненную работу сверяем с образцом на экране:
Искусственный (искусственно)
медленный
(медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный
скромный (скромно)
испуганный (испуганно)
взволнованный (взволнованно)
традиционный (традиционно)
идеальный (идеально)
благодушный (благодушно)
несуразный (несуразно)
Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действ ия - как совершается действие.)
Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?
1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с по мощью суффиксов -о и -е.
2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от кото рого образовано наречие.
Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):
НН1) -енн-, -онн-
исключение: ветреный
2) н + н
искл.
3) стеклянный оловянный деревянный
Ан-, -ян-
Ин-
Ен-, -н- (в прилагательных, обра зованных от глаголов несовершен ного вида: соленый)
3. Отличать наречие от краткого причастия.
Сколько н пишется в кратком при частии (письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:
сущ. каково?
1) Море взволновано бурей.
гл. как?
2) Оратор говорил взволнованно.
- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим воп рос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от ка кой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ дейст вия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени сущ ествительного) - краткое причастие.
Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организован но. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ре бенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя ис пугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)
Предупреждаю, что есть еще одна трудность; быва ет так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.
- Когда же так бывает?
Работа в учебнике читают предложение под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагатель ного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;
девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а крат кое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в крат ком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.
Предлагаю рассмотреть таблицу (таблица выведена на экране):
Обстоятельство
как?
наречие VIII . Домашнее задание : п.38, орф.59, упражнение 236
Часто провоцирует множество ошибок, хотя запомнить основные правила правописания одинарной и двойной н в суффиксах не так уж сложно. Давайте разберём каждое из них.
В причастиях и отглагольных прилагательных -н- пишется в следующих случаях:
Исключения !
Виданный, невиданный, виденный, невиденный, деланный (вид), желанный, медленный, нежданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, священный.
Эти слова нужно запомнить.
-нн- в причастиях и отглагольных прилагательных пишется в следующих случаях:
В наречиях -н- и -нн- пишется в тех же случаях, что и в прилагательных, от которых оно образовано:
Мудрёный - мудрёно; взволнованный - взволнованно.
В прилагательных -н- пишется в следующих случаях:
-нн- в прилагательных пишется в следующих случаях:
Таблицы с примерами.
1) Если прилаг. образованы от глаголов без приставок (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (вязаный, некошеный
) Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный | 1) Если прилаг. образованы от глаголов с приставками (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (связанный, скошенный, построенный ) |
2) Если есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (организованная экскурсия, корчеванный лес
) Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс) |
|
3) Если есть зависимое слово (плетенная из прутьев ) | |
4) Если прилаг. образованы от глаголов сов. вида (решенная
) Искл.: раненый |
|
Сложные прилагательные Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам, что и соответствующее им самостоятельное слово |
|
Свежемороженое – мороженое – морозить | Свежезамороженное – замороженное – заморозить |
Краткие прилагательные Пишется столько Н, сколько и в полной форме |
|
Артисты юны (юные) | Дорога длинна (длинная) |
Краткие причастия Всегда пишется только Н Сделано дело, задача решена, связаны словом |
|
ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие. (Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована ) Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное (Девочка воспитана, образованна ) |
Всё для учебы » Русский язык » Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 14).
Количество букв Н в суффиксе зависит от части речи слова.
Одна Н пишется в суффиксах:
Удвоенная Н пишется:
Следует различать суффиксы -ЕНН- и -ЯН- : Суффикс -ЯН- обычно присутствует в слове одновременно с ударный окончанием -ОЙ (травяной, ветряной и др.), кроме слов, образованных от существительных, заканчивающихся на -МЯ (семенной, именной, племенной и др.).
Также нужно отличать прилагательные масленый (отглагольное, значение «с маслом на поверхности») и масляный (отымённое, значение «изготовлено из масла»): масленая сковорода (покрытая маслом) и масляный крем (изготовлен на основе масла).
Чтобы определить количество букв Н в суффиксе, нужно воспользоваться алгоритмом:
Стоит запомнить написание следующих слов и словосочетаний:
Количество Н зависит от части речи:
Если существительное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов:
Если существительное образовано от прилагательного или причастия с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов -ИК-, -ИЦ-, -ОСТЬ-, то оно имеет в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которого оно образовано: копченость (от «копченый»), запутанность (от «запутанный») и др.
Статьи по теме: | |
Спаривание богомолов Самка богомола откусывает голову самцу
У самок богомола есть привычка убивать и есть своих партнеров во время... Как муравьи выращивают детей из яиц
В природе существует более 110 видов муравьёв-жнецов, из них 5 видов... Славка ястребиная Питание птицы славки
ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ (Passeriformes) СЕМЕЙСТВО СЛАВКОВЫХ (Sylviidae)... |