Выбор читателей
Популярные статьи
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».
Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.
Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.
Кто такие Слон и Моська, знает, пожалуй, каждый, и взрослый, и ребенок, ведь герои известной басни Крылова уже давно перешли в разряд нарицательных имен. Чем же они заслужили такую славу? – читайте в басне «Слон и Моська».
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, –
Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. –
«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
В басне «Слон и Моська» есть два противоположных друг другу (по размеру, воспитанию, уму) главных персонажа.
Первый из них – это Слон, важный, величественный, авторитетный. Он просто идет своей дорогой и не обращает внимание на того, кто лает на него снизу. И этим он сохраняет свое достоинство и важность.
Второй персонаж – небольшая собачка Моська, которая заметив Слона, начала всячески привлекать к себе внимание: гавкать, рваться, визжать. Но внимание она хочет привлечь не того, с кем задирается, а окружающих его людей и животных, так как, по ее мнению, такое поведение выставляет ее очень смелой и сильной. Только вот окружающие не глупы, поэтому поведение Моськи вызывает у них не уважение, а насмешки.
Слон и Моська рисунок
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"
Пытаясь выяснить мораль басни, у многих мнения расходятся. Одни смотрят на басню прямо, а другие находят в ней скрытый смысл. С одной стороны можно посмотреть и сказать, что Моська действительно храбрая, что своими действиями пытается напугать слона.
Если же смотреть с другой стороны, то можно увидеть, что делается все это напоказ. Сделав какие - то действия или поступки, можно о себе создать любое мнение людей, в данном случае собак. Каждый видит ту мораль, которую хочет видеть. Кто – то смотрит прямо, а тот, кто поступает также как и Моська, то видит здесь скрытый смысл.
Иногда достаточно только казаться смелым и сильным, а не быть.
В басне Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого ведут по городу и о собаке, которая его облаивает. Другая собака говорит ей, что слон никак не реагирует на ее лай, Моська отвечает, что таким образом ее авторитет возрастает в глазах других собак, ведь лая на него она выглядит бесстрашной.
Моська – это главный персонаж данной басни, так как только у нее есть кличка. Она символизирует людей, постоянно рекламирующих себя перед кем – то напоказ. Старания напугать слона обращены вовсе не к нему. Вся эта игра больше предназначена для окружающих собак, которые стали бы ее уважать, посмотрев на то, что она лает на большого слона. Для нее достаточно просто произвести впечатление храброй и сильной собаки. У слона не будет на нее никакой реакции, но таким способом она добьется цели. Ведь после такого она будет в авторитете у других собак.
Часто так бывает и у людей. Делая что – то напоказ, порой они реально добиваются своих целей. Крылов с одной стороны смог показать насколько нелепы ее усилия напугать слона, но с другой же стороны он показал насколько глупы окружающие ее собаки. Они принимают ее хитрые действия завоевать их уважение за способ просто напугать слона.
Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.
Большой и сильный, совсем не замечает мелкую Моську
Говорит мнение со стороны.
Статьи по теме: | |
Спаривание богомолов Самка богомола откусывает голову самцу
У самок богомола есть привычка убивать и есть своих партнеров во время... Как муравьи выращивают детей из яиц
В природе существует более 110 видов муравьёв-жнецов, из них 5 видов... Славка ястребиная Питание птицы славки
ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ (Passeriformes) СЕМЕЙСТВО СЛАВКОВЫХ (Sylviidae)... |