Выбор читателей
Популярные статьи
Характеристика на ученика в военкомат - это свидетельство, содержащее описание характерных и отличительных черт и качеств подростка и отражающее мнение учебного заведения о нем. Этот документ нужен в том случае, когда появляется необходимость дать оценку юноше и установить в его отношении постановления властей. Именно от содержания характеристики во многом зависит, будет призывник служить в армии или нет. Поэтому указанные в данном документе характерные черты личности ученика для военкомата должны быть изложены четко и достоверно.
Наряду с другими стандартными документами характеристику прикрепляют в личное дело призывника. После тщательного изучения психотерапевтом во время призывных мероприятий, в зависимости от ее содержания, выносится решение о том, в какие виды войск призывник годен.
Характеристика с места учебы для военкомата важна тем, что содержит оценку социальной активности, инициативности и поведения юноши в социуме. Подобные документы играют далеко не последнюю роль, поэтому здесь нужно указать общественно-психические нюансы характеризуемой личности. Не менее важными являются и данные об успеваемости ученика.
Однако это только в теории, на практике же характеристика для военкомата с места учебы носит сугубо формальный характер. Чаще всего ее содержание принимают в расчет, когда речь идет о распределении в элитные виды войск. В таком случае представители комиссариата рассматривают психологический портрет молодого человека. Если сведения, указанные в данном документе, носят негативный оттенок, то призывник вряд ли попадет на службу в ВДВ, отряды морской пехоты или Президентский полк.
Психологи военного комиссариата тщательно изучают характер призывника и в случае его пожеланий попасть на альтернативную гражданскую службу. Поскольку пацифистский настрой молодого человека сложно подтвердить документально, характеристика становится основным документом, подтверждающим или опровергающим моральный настрой призывника.
Характеристика в военкомат на ученика из школы может быть представлена в двух видах: обычная или психологическая. Первый вариант является обязательным свидетельством. Ее пишет классный руководитель. В этом случае характеристика будет содержать основные пункты, которые расскажут о семье ученика, о его успеваемости, интеллектуальном развитии, о социальном статусе, занимаемом в классе, уровне самооценки и основных психологических качествах. Таким образом, педагогическое свидетельство должно содержать полную и емкую информацию о юноше.
Из высшего или средне-профессионального учебного заведения для военкомата характерные черты личности ученика (студента) фиксирует должностное лицо - сотрудник деканата.
Иногда по запросу компетентных служб запрашивается психологическая характеристика. Кроме общих сведений о призывнике, этот документ должен содержать пункты, описывающие психологические особенности юноши. В данном случае характерные черты личности ученика для военкомата описывает психолог.
Однако, прежде чем характеризовать молодого человека, требуется провести целый комплекс исследований, чтобы максимально полно выявить основные его черты. Кроме результатов, понадобится описать и методики, используемые для исследования и тестирования ученика. Немаловажное значение будет иметь и описание поведения юноши при проведении тестов.
Характеристика не имеет какой-то строгой формы заполнения, тем не менее при ее оформлении следует учитывать определенные правила и пункты, которые необходимо указать. Подобная оценка пишется в свободном стиле от руки или печатным способом.
Правила написания характеристики на ученика в военкомат в основном складываются из определенных общепринятых формулировок. В структуру свидетельства, определяющего основные черты характера юноши, должны входить:
Описанные в свидетельстве характерные черты личности ученика для военкомата должны не только содержать хорошие качества призывника, но и указывать его недостатки. Ответственным лицом должна быть внесена информация, если молодой человек имеет приводы в отделение полиции, о конфликтах и склонностях к сменам настроения, вспышкам гнева или депрессии. Несмотря на то что многие образцы характеристики в военкомат не содержат этого пункта, упускать его ни в коем случае нельзя.
Достоверная и полная информация о личностных качествах призывника поможет избежать нежелательных ситуаций. Своевременное информирование сотрудников военного комиссариата об особенностях характера юноши предупреждает возникновение возможных конфликтов во время службы.
Некоторые описания примеров характерных черт личности ученика для военкомата, кроме общепринятых пунктов и блоков, могут содержать подробную информацию об отклонении в развитии или нарушении моторики в физической или познавательной деятельности и особенностях речи. В пунктах, характеризующих умственные способности ученика, обязательно должна быть отражена информация об особенностях способности анализировать и синтезировать информацию, полученную путем зрительного и слухового восприятия.
Здесь же может быть охарактеризована эмоционально-волевая сфера ученика: чувствительность, преобладающие настроения, уровень психоэмоциональной возбудимости, присутствие вспышек гнева, подчиняемость, внушаемость. Также, при наличии, указываются патологические влечения юноши.
При описании характерных черт личности ученика для военкомата педагог вправе сделать выводы о направленности личности. Он обязан указать основные интересы, критерии самооценки и ответственности ученика. В задачи ответственного лица входит сформировать оценку поведения норм и правил поведения ученика в социуме, определить место и роль в коллективе, указать на уровень социальной адаптации юноши и взаимоотношений с окружающими.
В составляемой характеристике ответственное лицо вправе отразить собственные выводы об ученике или указать общее мнение педагогического состава.
Характеристика на ученика 11 "Б" класса
МБОУ «Гимназия № 5»
г. Барнаула, Алтайского края
Петрова Владислава Федоровича
Петров Владислав Федорович 1990 г. р. является учащимся МБОУ «Гимназия № 5» с 2008 г. В настоящее время завершает обучение в 11-м классе.
Уровень физической подготовки - высокий. Здоров, группа физической подготовки - основная. Алкоголь и наркотики не употребляет. К табакокурению имеет отрицательное отношение. В полицию приводов не было.
Рост - 172 см, вес - 70 кг. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.
Состав семьи:
Живут в собственном доме, жилищные условия - хорошие.
Семья относится к среднему уровню материального достатка.
Взаимоотношения в семье - теплые, доверительные. Дома к школьнику относятся с заботой и пониманием, контролируют соблюдение школьной дисциплины и уровень успеваемости. В свою очередь, школьник с уважением относится к близким. Особым авторитетом у него пользуется отец.
За время обучения в школе юноша проявил себя с положительной стороны. Педагогический состав характеризует его как ответственного, трудолюбивого и добросовестного ученика. Дисциплинирован, скромен, самостоятелен, общителен и дружелюбен по отношению к сверстникам. Собственное мнение умеет отстаивать.
По основным предметам учебного плана имеет оценки "хорошо" и "отлично". Средний балл успеваемости - 4.1
По характеру - спокойный, уравновешенный, стремится не допускать конфликтных ситуаций. При появлении конфликта старается прийти к компромиссу. Друзей много, у товарищей пользуется авторитетом. Всегда готов помочь одноклассникам и поддержать в трудную минуту.
Активный участник общественной и спортивной деятельности учебного заведения. Школьные поручения стремится выполнить с полной отдачей. Со второго класса занимается легкой атлетикой и периодически занимает призовые места в районных, городских и краевых спортивных мероприятиях.
Дата - 15.01.2018 г.
Директор - Черепанова Галина Петровна
Классный руководитель - Фролова Ирина Викторовна
Характеристика для военкомата с места учебы - это своего рода резюме. Поэтому к определению основных характеризующих качеств и личностной оценке необходимо подходить с особой ответственностью. Ведь оттого, насколько точно и достоверно изложены факты, зависит не только эффективное распределение в те или иные войска, но и вероятность появления конфликтных ситуаций во время воинской службы.
Черты личности в психологии - это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.
Обязательными свойствами черт личности являются: степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черта личности индивида проявляется в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специальных опросников и тестов).
В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты, как экстраверсия - интроверсия, тревожность ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.
Черта - это единица анализа личности, предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.
Основные параметры личностной черты:
Наличие черт личности можно установить эмпирически.
Черта лишь относительно независима от остальных черт;
То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты личности на общие и индивидуальные, или персональные, диспозиции.
Он выделяет три типа диспозиций:
Соотношение черт, аттитюдов и привычек, а так же их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.
Г. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов.
По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.
Черты представляют собой гипотетические психические структуры личности, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в его концепции.
В исследовании структурных элементов личности Р.Кеттелл в рачительной мере полагается на факторный анализ.
Принципы классификации черт по принципу дихотомии.
Список поверхностных дихотомических черт, по Р.Кэттелу.
Р. Кеттелл рассматривает черты личности как сложные гипотетические конструкты, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах.
Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерты, составные черты, привычные реакции (ПР), специфические реакции (CP).
В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые в свою очередь формируются из множества специфических реакций.
В отличие от Р. Кеттелла Г. Айзенк видит лишь два основных типа (суперчерт), лежащих в основе структуры личности: интроверсия - экстраверсия и стабильность - нейротизм. Особенности же поведения личности являются результатом комбинации этих двух типов.
Люди не похожи друг на друга. Каждый имеет собственную модель поведения в обществе. Кто-то легко сходится с людьми, находит общие темы, располагает собеседника к общению. Другой человек долго приглядывается к окружающим, тщательно отбирает объект общения, обдумывает ход беседы и так далее.
Все зависит от характера. Характер – это и есть модель поведения человека, его реакция на мир, внутреннее состояние. Характер складывается в результате наследственных качеств и воспитания.
Человек живет в обществе людей и немалую роль играет его отношение к окружающим. От этого зависит качество жизни общества, его цивилизованность.
Общительность, доброта, отзывчивость. С грубым, равнодушным, циничным человеком трудно и неприятно общаться.
Чтобы жить, каждый должен трудиться, добывая тем самым средства к существованию для себя и своей семьи.
Определенные свойства характера помогают преуспеть в этом.
Чтобы добиться успеха, надо обладать некоторыми талантами – творческим мышлением, упорством, трудолюбием, смелостью в принятии решений. Ценят людей инициативных и добросовестных. В коллективном труде важно доверять сотрудникам. Исполнительность – ценное качество.
Характер можно изменить, потому, что на него оказывает влияние среда общения.
Например, человек необязательный, относящийся к данным обещаниям легко, может превратиться в ответственного работника, если на службе от его решений и действий зависит успех предприятия и жизни других людей. Особенно ярко это проявляется в профессиях пожарных, врачей, судий, там, где решаются судьбы и жизни людей.
Кречмер дал оригинальную классификацию характера человека по типу телосложения:
Пикники – крепыши в определенной стадии ожирения. Черты лица непропорционально частям тела, мелкие. Они общительны, позитивны, щедры. К отрицательным чертам характера можно отнести склонность к депрессии в трудной жизненной ситуации.
Астеники – худые высокие индивидуумы с удлиненным лицом. Это замкнутые некоммуникабельные люди. Они предпочитают одиночество, нередко бывают грубые, жадные, упрямые. Но именно астеники обладают развитым умом и талантом к науке.
Атлетики – физически развитые и привлекательные, но не эмоциональные люди. Среди них встречаются и добрые, и злые.
Есть люди, которые пытаются заработать сомнительными способами. При этом от обмана страдают люди, доверявшие обманщику, на которых ложится ответственность за результат недобросовестного поведения.
Успехи и неудачи человека во многом зависят от того, какое место в обществе он вам для себя отводит. Если он ведет себя уверенно и спокойно, это вызывает уважение и симпатию. Располагает к себе человек, который адекватно реагирует на конструктивную критику, ведет себя с достоинством.
Человек должен беречь и ценить то хорошее, что он имеет
Скромность, как известно, тоже является одним из самых достойных черт личности.
Взаимовыручка только тогда является добром, если она идет от чистого сердца, без ожидания возмездного действия. Человек должен беречь и ценить то хорошее, что он имеет. Нельзя требовать и ожидать от жизни невероятного везения, ничего не предпринимая для достижения больших результатов. , но без скупости.
Большую роль в формировании характера человека играет. Ребенок с детства берет пример с родителей. Если они ведут себя неправильно по отношению к близким, к работе, к политике, ребенок все это впитывает и усваивает неправильную модель поведения. Со временем эта модель превращается в характер.
Взрослея, человек внедряет в свое поведение взгляды, привитые ему отцом и матерью. Ребенок должен воспитываться в открытых, простых и логичных для его понимания представлениях о жизни. Если взрослые говорят одно, а поступают противоположно, ребенок теряется в понятиях и становится лицемерным. Сначала он не может понять такую ситуацию. Но, поскольку взрослые не объясняют ему доходчиво, почему они лгут, он принимает такую модель поведения и тоже приучается ко лжи.
Эти понятия родственны, но не идентичны. Темперамент связан с психикой человека. Это его врожденные особенности. Многообразие типов личности формирует в обществе особые личностные взаимосвязи. Если характер формируется в среде общения, то с особым темпераментом человек рождается. Его можно угадать в человеке с самого раннего возраста по поведению.
Выделяют 4 типа темпераментов:
Меланхолики – это ранимые нервные люди. Они трудно сходятся с людьми, не любят посвящать в свои проблемы. Они часто впадают в депрессию, если не помочь справиться с этим состоянием, меланхолик может совершить самоубийство. Такие люди подвержены влиянию среды. Если вокруг меланхолика добрые люди – он чувствует себя прекрасно. Таким темпераментом часто обладают ученые, художники, писатели. Такие дети не любят шумных игр.
Холерики общительны, подвижны, любознательны. Энергию ребенка – холерика надо направить в правильное русло. Он должен посещать спортивные секции , танцевальные кружки. В противном случае его активность может найти выход в плохих необдуманных поступках. Холерики – прирожденные лидеры, они стремятся выделиться из толпы, вести за собой. Они обладают определенным упорством, бывают жадны, некоторые стремятся к быстрым нечестным заработкам. Холерики склонны к перевоплощениям, среди них много талантливых лицедеев. Склонность к притворству проявляется с детства.
Сангвиники – уравновешенные спокойные люди. На них можно положиться – в трудной ситуации они всегда найдут выход. Они не боятся трудностей, редко подвергаются вредным привычкам . Они во всем руководствуются здравым смыслом. Сангвиники не любят одиночества, любят общаться с людьми, у них хорошее чувство юмора. У них почти нет негативных черт характера.
Флегматики психически устойчивы. Их сильные стороны – ум. Сдержанность, хладнокровие. Они не любят резких перемен в жизни.
В характере должна быть золотая середина. Следует отличать в оценке человека:
Прежде чем приступить к классификации и перечислению черт характера, необходимо понять, что же такое характер. По-гречески «характер» – это отличие, примета, знак. С точки зрение психологии характер – это некий набор личностных свойств, которые определяют действия человека в различных ситуациях и формируют его как индивидуальность.
Есть такая древняя поговорка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Это изречение кратко и емко отражает место, которое занимает характер в жизни и судьбе человека. Поэтому так важно знать о том, какие бывают черты характера у людей, чтобы научиться разбираться в их влиянии на разрешение разных, а особенно конфликтных ситуаций.
Условно черты характера можно разделить на три основные группы:
По направленности воздействия черты также разделяются на следующие подгруппы:
Самые основные черты характера, особенно те, которые относятся к эмоциональной группе, формируются в раннем детстве – на этапе становления психики ребенка и зависят от множества факторов. Не последнюю роль играет природная предрасположенность человека, на которую оказывают влияние наследственные признаки и темперамент. Но основное воздействие оказывает окружение.
Именно в детстве закладываются положительные и отрицательные черты характера человека в процессе приобретения им опыта взаимодействия с внешним миром. Затем, на протяжении всей жизни продолжается формирование отдельных черт, и могут появляться новые. И если вначале этот процесс происходит на бессознательном, рефлекторном уровне, то с обретением осознанности, и в зависимости от ее уровня, у человека появляется выбор. Когда этот выбор осознается, открывается возможность для преобразования характера, что иначе принято называть личностным ростом.
На сегодня существует несколько сотен определений различных черт характера. Причем они могут уживаться в одной личности в самых разных сочетаниях. В зависимости от направленности воздействия такие черты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия их влияния. Поэтому очень трудно утверждать со стопроцентной уверенностью, что вот это – плохие черты характера, а это – хорошие. В большинстве случаев имеет смысл говорить о неких совокупностях свойств, которые в определенной ситуации могут оказать большое влияние на последствия решения тех или иных проблем, определяемые как позитивные или негативные, что опять же будет в определенной степени субъективным мнением.
И все же попробуем составить перечень основных черт характера, формирующихся на ранних стадиях развития и потому относящихся скорее к эмоциональной группе, условно разделив их не на плохие и хорошие, а, скажем, на позитивные и негативные черты характера человека, как это принято считать с общественно-моральной точки зрения.
Злость. Это эмоциональная черта, которая может выражаться в негативном отношении любой направленности – к себе, людям и даже к работе. Если это не периодическая, а постоянная реакция, скорее всего ее корни находятся в глубокой детской обиде.
Гордыня. В религии такая черта даже считается одним из тяжких грехов. Потому что человек, в котором это качество проявлено очень сильно, теряет способность к адекватной оценке и правильным решениям. Такой человек в итоге приносит вред и окружающим, и себе.
Эгоизм. Эта отрицательная черта, которая концентрирует и порождает целое множество других. По сути, она может стать квинтэссенцией всех неблаговидных черт характера, но, как правило, оказывает негативное влияние в направлении отношения к другим людям, тогда как по отношению к себе субъективно считается позитивной.
Ревность. Эта черта характера связана с эгоизмом и гордыней, поскольку предполагает наличие чувства собственничества и оказывает разрушительное воздействие не только на других, но и на себя, поскольку ревность – слепа и потому способна толкать на очень плохие поступки.
Жадность. Может иметь разные формы : жадность к славе, деньгам, вещам, еде, удовольствиям и т.п. Толкает человека на неблаговидные поступки и вызывает отторжение окружающих.
Зависть. Человек, одержимый завистью причиняет вред, прежде всего себе. Ведь, как говорится, зависть – съедает изнутри, точит как червь. Может принести также большой вред объекту зависти, если обладатель такой черты вознамерится каким-либо способом восстановить кажущееся неравновесие в свою пользу.
Жестокость. Эта черта в любой форме приносит только разрушения и страдания тем, на кого будет направлена. Психологи считают, что она является проявлением безволия. Можно добавить, что часто жестокий человек руководствуется страхом и неуверенностью в себе.
Считается, что все черты характера имеют свой антипод. Поэтому давайте посмотрим, какие бывают черты характера, являющиеся противоположными тем, которые перечислены выше.
Доброта. В отличие от злого человека , с добрым хочется общаться. Доброта подразумевает также такие черты как бескорыстие и участие. Не потому ли добрых людей так часто пытаются использовать для своих целей те, у кого преобладают негативные черты характера? Подумайте об этом.
Смирение. Некоторым не нравится это качество, поскольку почему-то считается рабским. На самом деле это очень хорошая черта, которая может творить чудеса – например, останавливать разрушительные конфликты, сводить на нет распри и бесполезное выяснение отношений.
Альтруизм. Это полный антипод эгоизма. Эгоисту никогда не понять альтруиста, а вот альтруист поймет, выслушает, простит и даже поможет. Удивительная черта, которая является исчезающим видом, а зря.
Доверие. Пожалуй, оно является самым точным антиподом ревности, хотя некоторые утверждают, что ее антипод – любовь. Но именно доверие, а не доверчивость – тот спасительный мост между любящими людьми , который способен соединить их и дать истинное счастье общения друг с другом.
Щедрость. Если она распространяется по всем направлениям, это будет уникальная личность. Эта черта характера – благословение для окружающих, и если она от всего сердца, то и для своего обладателя.
Доброжелательность. Несмотря на то, что эта черта связана с добротой, она относится скорее к внешним проявлениям в отличие от зависти, которая всегда тайная. Доброжелательность благословляет и притягивает, если она искренняя и является чертой характера, а не показухой.
Милосердие. Одна из лучших черт характера человека. Можно смело утверждать, что на милосердии, как одной из форм вселенской любви, зиждется этот мир. Развивая эту черту, человек обогащается духовно.
Существует множество других черт характера, которые могут относиться к эмоциональным, волевым или интеллектуальным. Они вырабатываются уже в период взрослой жизни и основываются на жизненном опыте. Так появляются любознательность и вдумчивость, решительность и самостоятельность. При этом сильные стороны характера могут усиливать как позитивные, так и негативные черты. Например, напористость в сочетании со злостью может привести к разрушительному воздействию, а в сочетании с добротой – к спасению другого человека. Не зря говорят, что, сколько людей, столько характеров и на самом деле, даже зная многие свойства характера конкретного человека, невозможно на сто процентов предсказать его поведение в конкретной ситуации.
Менять свои черты имеет смысл только в позитивном направлении. Ведь в конечном итоге все позитивные черты ведут к созиданию и совершенствованию, а негативные к разрушению и уничтожению. Но для этого необходимо сначала прийти к осознанию того, что негативные черты действительно имеются, и тем самым усложняют жизнь индивидуума. А это удается очень немногим.
Прежде чем начинать составление суждения о чертах характера того или иного человека, нужно иметь четкое представление о том, какими вообще бывают свойства людской натуры. Начнем действовать по списку черт характера человека и согласно четкой градации, разделив характер по принципу черного и белого, то есть на положительные и отрицательные его особенности.
Часто отрицательным качеством человеческой натуры называют авантюризм. И действительно, чрезмерное увлечение различными авантюрами ни к чему хорошему не приводит – в лучшем случае, человек распыляет свою жизнь на погоню за несбыточными мечтами и реализацию сумбурных проектов.
Однако, здоровый авантюризм обязательно присущ и успешному бизнесмену – без него невозможно новаторство в предпринимательской деятельности и соответственный коммерческий успех. Если пойти по этому пути, то можно выделить и другие, в принципе отрицательные черты характера, которые обязательно нужны успешному человеку.
Вот они: авторитарность (решение лидера не должно оспариваться), азартность (стремление зарабатывать необычными способами, умение рисковать), а также алчность (опять же желание стяжать финансовый успех) и некая беспринципность, без которой в большом бизнесе не обойтись. Однако здесь будет важен некий баланс, который не позволит удачливому деловому человеку превратиться в законченного негодяя.
Однако оставим в стороне бизнес и перейдем к качествам характера обычных людей.
Какие же бывают отрицательные черты характера человека?
Какие черты характера человека считать положительными? Одним из важнейших хороших качеств людской натуры есть определенность, то есть такая черта характера, при которой человек всегда знает к чему стремиться и что для достижения цели ему нужно сделать.
Он не распыляется на малозначительные и несущественные факторы, а идет прямо по выбранному пути:
Напоследок, хотелось бы отметить и такое положительное свойство людской натуры, как смирение. Смирению учат и призывают к нему различные религиозные и философские течения и это неспроста: ведь именно смирение помогает человеку осознавать свои ошибки, не зацикливаться на неразумной и ограничивающей кругозор гордыне, а признав поражение, начинать двигаться дальше.
Смирение – высшая добродетель и неоценимое качество не только характера, но и души человека.
Важно помнить, что любые качества характера человека всегда отражаются на его лице и внимательный психолог в состоянии сделать правильные выводы о личности просто бросив беглый взгляд на человека.
Характер человека и черты его лица находятся в тесной взаимосвязи, неспроста даже очень красивый человек со злобной душой быстро перестает быть привлекательным для окружающих, а добрый и теплый взгляд способен украсить даже самую неприглядную внешность.
Более подробно эту связь рассматривает особая наука – физиогномика, которую применяют и в психологии, и в криминалистике.
Современные кадровые агентства также не чураются этой науки – она позволяет сделать набор квалифицированного персонала наиболее эффективным.
Образец психолого-педагогической характеристики ученика:
Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.
1. Общие сведения об учащемся
Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.
2. Условия семейного воспитания
Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.
Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.
Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.
Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.
По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.
3. Учебная деятельность учащегося
Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.
У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.
Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.
По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.
4. Трудовая деятельность учащегося
Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.
Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.
Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».
5. Психологические особенности личности учащегося
В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.
Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.
Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.
У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.
Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.
Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.
Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.
6. Особенности познавательной деятельности
Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.
У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).
Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.
7. Общие психолого-педагогические выводы
На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.
Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.
Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.
А. Отношение к коллективу, к сверстникам . Преобладание коллективистической или эгоистической направленности личности. Участие в общественной работе и ее мотивация. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен; организатор или исполнитель). Отношение к людям. Коммуникативные черты характера: положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).
Отношения со старшими детьми, подростками и юношами в микрорайоне и в других сферах внешкольного общения. Отношения с мальчиками и девочками.
Б. Отношение к труду. Участие в различных видах труда (общественно-полезный, производительный, бытовой труд в семье). Мотивы участия в труде. Трудолюбие, добросовестность, аккуратность (или противоположные им качества). Трудовые навыки и умения.
Специальные способности к различным видам профессиональной деятельности (техника, строительство, искусство и др.).
В. Отношение к учебной деятельности. Любит ли учиться? Каковы мотивы учения? Уровень развития познавательных интересов. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Настойчивость в преодолении трудностей.
Г. Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям. Самооценка и уровень притязаний школьника. Уверенность или неуверенность в себе. На чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на специальных способностях к науке, спорту, искусству, технике и др.; на повышенной взрослости; на физической силе и др.? Самокритичность и требовательность к себе. Отношения с родителями: уважение и любовь, признание их влияния или равнодушие, отчужденность? Отношение к учителям и воспитателям, их авторитетность для ученика.
V. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе.
Социометрический статус ученика. Входит ли в группировки. Его положение в группировке: лидер – ведомый. На каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Отношение группировки, в которую входит ученик, к классному коллективу.
VI. Эмоциональные и волевые черты личности.
Темперамент ученика (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). К какому из них близок его темперамент? Какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроения, аффекты и др.). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Активность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Недостатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).
VII. Учебная деятельность и умственное развитие ученика.
Учебная успеваемость. Способности к различным учебным предметам.
Особенности внимания: устойчивость и отвлекаемость; легкость переключения с одной деятельности на другую; способность распределять свое внимание. Наблюдательность. Особенности памяти. Тип памяти. Объем оперативной памяти. Владение приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.
Особенности воображения. Бедность или богатство образов, их оригинальность, эмоциональность. Реалистичность или фантастичность работы воображения. Уровень развития пространственного воображения. Его проявления на уроках геометрии, черчения и др. Работа воображения при восприятии искусства, чтении художественной литературы.
Уровень развития наглядно-образного и абстрактного, словесно-логического мышления. К какому типу познания и личности тяготеет: к мыслительному, художественному, среднему? Развитие учебных, интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, планировать, обобщать. Развитие репродуктивного мышления и «сообразительности» (творческого мышления). Развитие качеств ума.
Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
VIII. Выводы.
Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.
План самоанализа внеклассного мероприятия
Класс _____________________ Тема _____
Дата _____________________
1. Дайте педагогическое обоснование теме занятия.
2. Каковы были цели и задачи проведенного мероприятия?
3. Как была организована подготовка учащихся к этому мероприятию? Какова степень их участия?
4. Раскройте содержание и методику проведения внеклассного занятия.
5. Какова воспитательная и познавательная ценность подобранного материала?
6. На формирование каких личностных качеств учащихся направлено это занятие?
8. Проанализируйте приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся и уровню развития детей данного класса.
9. Были ли учтены индивидуальные особенности учащихся в ходе подготовки и проведения занятия?
10. Проанализируйте особенности личности педагога: убежденность, эмоциональность, контакт с детьми, знание детей, педагогический такт.
11. Какова педагогическая ценность данного мероприятия?
Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие задачи и почему?
Приложение 6
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра общей и прикладной психологии
по педагогической практике студентки 4 курса
специальности «___________________»
Статьи по теме: | |
Спаривание богомолов Самка богомола откусывает голову самцу
У самок богомола есть привычка убивать и есть своих партнеров во время... Как муравьи выращивают детей из яиц
В природе существует более 110 видов муравьёв-жнецов, из них 5 видов... Славка ястребиная Питание птицы славки
ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ (Passeriformes) СЕМЕЙСТВО СЛАВКОВЫХ (Sylviidae)... |