В какой стране родился фридрих шиллер. Шиллер – краткая биография

Биография и творчество его обнажают личность бунтаря, человека, не считающего себя в эпоху всеобщего бесправия имуществом феодала. Его жизненный подвиг впечатлил даже августейшую особу, о чем мы расскажем далее. Жизнь поэта и драматурга сама напоминает театральную драму, где Талант борется с дискриминацией, бедностью и побеждает.

Европейцы избрали гимном Евросоюза его «Оду радости». Положенная на музыку Людвигом ван Бетховеном, она зазвучала торжественно, возвышенно.

Гений этого человека проявился многогранно: поэт, драматург, теоретик искусства, борец за права человека.

Рожденный несвободным

Когда родился Шиллер Фридрих, в Германии еще было актуальным крепостное право.

Подданные феодалов не могли убыть за пределы владений своего сюзерена. А если таковое и происходило, то беглецов возвращали силой. Подданный не мог ни поменять свое ремесло, к которому его «прикрепил» феодал, ни жениться без соизволения своего господина. В таком кошмарном юридическом статусе, напоминавшем железную клетку, пребывал Фридрих Шиллер.

Он стал классиком, скорее, не благодаря современному ему германскому обществу, а вопреки. Фридриху, образно говоря, удалось войти в Храм Искусства сквозь дверь, закрытую для него государством с пережитками средневековья.

Лишь в 1807 году (Шиллер умер в 1805-м) Пруссия отменила крепостное право.

Родители

Биография Шиллера начинается в Вюртембергском герцогстве (город Марбах-на-Неккаре), где он родился 10.11.1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера. Мама будущего поэта была из семьи аптекарей и трактирщиков. Ее звали Елизабет Доротея Кодвайс. В доме его родителей царила атмосфера чистой, аккуратной и интеллигентной бедности.

Отец и мать Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера (таково полное имя классика) были весьма религиозны и в этом же духе воспитывали детей. Папе будущего поэта, выходцу из крестьянской винодельческой семьи, посчастливилось получить медицинское образование. Он стал чиновником при своем господине, человеком умным, но несвободным. Он менял места жительства, должности, следуя воле своего господина.

Образование

Когда мальчику было пять лет, семья переехала в город этого же графства Лорх. Отец получил там казенную должность вербовщика рекрутов. Три года начальным церковно-гуманитарным образованием Фридриха занимался пастор Лорх, человек добрый, сумевший заинтересовать мальчика латинским, немецким языками, катехизисом.

Когда семилетний Шиллер вместе с семьей переехал в Людвигсбург, он смог учиться в латинской школе. В 23 года образованный молодой человек прошел конфирмацию (право подходить к причастию). Сперва он мечтал стать священником, следуя харизме своих воспитателей.

Феодал-деспот

Биография Шиллера в юности превратилась в череду страданий из-за невыполнения воли герцога Вюртембергского. Тот предписал своему крепостному учиться в военной академии юриспруденции профессии юриста. Шиллер не мог жить чужой жизнью, он игнорировал занятия. Через три года молодой человек был последним по рейтингу в группе сверстников из 18 человек.

В 1776 году он перешел на медицинский факультет, здесь учеба его заинтересовала. Но в обучении медицине его привлекали предметы второстепенные - философия, литература. В 1777 году солидный журнал «Немецкие хроники» опубликовал первое сочинение юного Шиллера, оду «Завоеватель», написанную в подражание любимому поэту Фридриху Клопштоку.

Биография Шиллера, как следует из вышесказанного, не «мажорная» история. Парня, не выполнившего предписание стать юристом, невзлюбил герцог-самодур. Его волей 29-летний выпускник академии получил одну только должность полкового врача, без офицерского звания. Деспоту показалось, что ему удалось надломить жизнь опального молодого человека, однако Фридрих Шиллер к тому времени уже почувствовал силу своего таланта.

Талант заявляет о себе

32-летний драматург пишет драму «Разбойники». Ни один издатель из Штутгарта не берется печатать столь серьезное произведение раба, опасаясь конфликта со всемогущим герцогом Вюртембергским. Проявляя настойчивость, заявляя о себе публике, ее издает сам Фридрих Шиллер. Биография его как драматурга начинается именно с этого сочинения.

Дерзкий подданный, издавший драму «Разбойники» за свой счет, оказался в выигрыше. И Судьба послала ему подарок. Друг-книготорговец свел его со знатоком искусства бароном фон Дальбергом, руководящим Майнгемским театром. Драма после незначительных правок стала гвоздем следующего театрального сезона в Пруссии!

Автора охватывает кураж, он упивается талантом. В этот же период Шиллер публикует свой первый сборник стихотворений «Антология за 1782 год». Ему кажется достижимой любая высота! Он соревнуется за первенство в швабской поэтической школе с Готхальдом Штэйдлином, ранее выпустившим свой «Сборник муз». Для придания имиджа скандальности своему сборнику, поэт указывает местом издания г. Тобольск.

Травля и побег

Биография Шиллера в тот период знаменуется банальным бегством в графство Пфальц. На этот рискованный шаг он решился 22.09.1782 г. вместе со своим другом Штрейхером, пианистом и композитором. Герцог Вюртембергский был непоколебим в стремлении превратить будущего классика в казенного служаку.

Шиллера посадили на две недели на гауптвахту за то, что оставил полк для посещения театральной постановки «Разбойников». При этом ему запретили писать.

Друзья не без оснований опасались козней со стороны эрцгерцога. Шиллер изменил имя на Шмидт. Поэтому поселились они не в самом городе Мангейме, а в трактире «Охотничий двор» пригородной деревни Оггерсгейм.

Шиллер рассчитывал заработать новой написанной пьесой «Заговор Фиеско в Генуе». Однако гонорар оказался мизерным. Пребывая в нищете, он вынужден был попросить помощи у Генриеты фон Вальцоген. Та великодушно позволила драматургу пожить в своем пустующем поместье.

Жизнь под чужим именем

С 1782 по 1783 г. скрывался в имении благодетельницы под выдуманным именем доктор Риттер Фридрих Шиллер. Биография его в этот период - это описание жизни изгоя, избравшего риск, чтоб иметь возможность развивать свой талант. Он изучает историю и пишет пьесы «Луиза Миллер» и «Заговор Фиеско в Генуе». К чести его друга, Андрея Штрейхера, тот прилагал огромные усилия, чтобы директор Мангеймского театра, барон фон Дальберг, обратил внимание на работы друга. Шиллер письмом сообщает барону о своих новых пьесах, и тот соглашается поставить их у себя!

В этот период (1983 г.) имение посещает Генриета фон Вальцоген со своей юной дочерью Шарлоттой. Шиллер влюбляется в девушку и просит у матери разрешения жениться на ней, но получает отказ из-за своей бедности. Он переезжает в Мангейм готовить свои произведения к постановке.

Обретение свободы. Получение формальной должности

Если пьеса «Заговор Фиеско в Генуе» на сцене Мангеймского театра проходит как рядовая постановка, то «Луиза Миллер» (переименованная в «Коварство и любовь») приносит шумный успех. В 1784 г. Шиллер вступает в местное немецкое общество, получая при этом право легализовать свой статус, став пфальцским подданным, и наконец подвести черту под преследованием эрцгерцога.

Его, имеющего собственные взгляды на пути развития немецкого театра, уважают как известного драматурга. Он пишет свою работу «Театр - учреждение нравственное», ставшую классической.

Вскоре у Шиллера начинается непродолжительный роман с замужней женщиной Шарлоттой фон Кальб. Писательница, склонная к мистицизму, вела богемный образ жизни. Молодого поэта эта дама рассматривала как свой очередной трофей в череде женских побед.

Она познакомила Шиллера в Дармштадте с эрцгерцогом Карлом Августом. Ему драматург прочел первый акт драмы «Дон Карлос». Удивленный и восхищенный талантом автора, вельможа пожаловал писателю должность советника. Это дало драматургу лишь социальный статус, не более. Впрочем, это не изменило его жизнь.

Вскоре Шиллер ссорится и разрывает контракт с директором Мангеймского театра. Тот считает автора своих хитовых постановок зависимым от своей воли и денег, пытаясь давить на Шиллера.

Лейпциг принимает отчаявшегося поэта

Все таким же неустроенным по жизни оставался Фридрих Шиллер. Биография его уже не в первый раз готовит удар в личной жизни. Из-за бедности ему отказывает в браке Маргарита Шван, дочь придворного книготорговца. Впрочем, вскоре жизнь его меняется к лучшему. В Лейпциге оценили его творчество.

Драматурга уже давно настойчиво приглашали туда поклонники его творчества, организовавшиеся в общество, управляемое Готфридом Кернером. Доведенный до крайности (он все еще не отдал долг 200 гульденов, взятый для издания «Разбойников»), писатель обратился к своим почитателям с просьбой о материальной помощи. К своей радости, вскоре он получил из Лейпцига вексель на сумму, достаточную, чтобы рассчитаться с долгами и переехать жить туда, где его ценят. Дружба с Готфридом Кернером связывала классика всю последующую жизнь.

17.04.1785 г. Шиллер приезжает в гостеприимный город.

В эту пору классик в третий раз влюбляется, но опять безуспешно: ему отказывает Маргарита Шван. На ушедшего в черное уныние классика производит благотворное влияние его благодетель, Готфрид Кернер. Он отговаривает романтичного друга от самоубийства, для начала пригласив Фридриха на свою свадьбу с Минной Шток.

Согретый дружбой и переживший тяжелый душевный кризис, к свадьбе своего друга пишет гениальную оду «К радости» Ф. Шиллер.

Биография писателя, поселившегося по приглашению того же Кернера в прилегающей к Дрездену деревне Лошвиц, знаменуется замечательными произведениями: «Философскими письмами», драмой «Мизантроп», измененной драмой «Дон Карлос». По творческой плодотворности этот период напоминает Болдинскую осень Пушкина.

Шиллер становится известным. Драматург отвергает предложение от Гамбургского театра к постановке своих пьес. Слишком свежи воспоминания о трудностях в сотрудничестве и разрыве с Мангеймским театром.

Веймарский период: отход от творчества. Туберкулез

Он 21.08.1787 г. приезжает в г. Веймар по приглашению поэта Кристофа Виланда. Его сопровождает любовница, старая знакомая, Шарлотта фон Кальб. Имея связи в высшем свете, она знакомит Шиллера с ведущими Йоганном Гердером и Мартином Виландом.

Поэт начинает издавать журнал «Талия», печатается в «Немецком Меркурии». Здесь он почти на десятилетие отходит от творчества, занявшись самообразованием в области истории. Его знания высоко ценят, и в 1788 г. он становится профессором университета Йены.

Он читает лекции по мировой истории и поэзии, переводит «Энеиду» Вергилия. Шиллер получает жалованье 200 талеров в год. Это достаточно небольшой доход, однако он позволяет ему планировать свое будущее.

Поэт решает обустроить свою жизнь и женится на Шарлотте фон Ленгефельд. Но через четыре года судьба готовит ему новое испытание: выступая в холодных аудиториях и заразившись от своего студента, заболевает туберкулезом Фридрих Шиллер. Интересные факты в его биографии свидетельствуют о харизматичности, цельности личности. Болезнь перечеркивает его преподавательскую карьеру, приковывает к постели, однако судьбу часто побеждает спокойное человеческое мужество.

Новый этап судьбы

Словно по мановению высших сил, в трудный час ему помогают друзья. Вот и сейчас, когда болезнь привела Шиллера к невозможности работать, датский писатель Иенс Баггенс уговорил принца Гольштейнского и графа Шиммельмана назначить классику для лечения субсидию в тысячу талеров.

Железная воля и денежная помощь подняли лежачего больного на ноги. Преподавать он не мог, и его друг, издатель Иоганн Котта предоставил возможность зарабатывать. Вскоре Шиллер переходит на новый этап творчества. Он по иронии судьбы начинается с события трагического: поэта вызвал умирающий отец, который в ту пору проживал в Людвигсбурге.

Это событие было ожидаемым: предварительно отец долго и тяжело болел. Классика, кроме сыновнего долга - проститься с отцом, привлекала и возможность обнять и утешить своих трех сестер и мать, которых он не видел целых восемнадцать лет!

Возможно, поэтому поехал он не сам, а вместе с женой, пребывающей в положении.

Пребывая на своей малой родине, поэт получает мощный духовный стимул - развивать творчество.

Спустя полтора месяца после похорон отца он посетил свою альма-матер, военную академию. Он был приятно удивлен тем, что являлся кумиром для студентов. Те встретили его восторженно: перед ними стояла легенда - Шиллер Фридрих, поэт № 1 в Пруссии. Растроганный классик после этого посещения написал свою знаменитую работу «Письма об эстетическом воспитании человека».

В Людвигсбурге родился его первенец. Он, наконец, счастлив. Но жить ему остается лишь семь лет...

Поэт возвратился в г. Йену, пребывая в состоянии творческого подъема. Его ограненный талант блистает с новой силой! Шиллер, после десятилетнего углубленного изучения истории, теории литературы, эстетики, опять возвращается к поэзии.

Ему удалось привлечь всех лучших поэтов Пруссии для участия в журнале «Оры». В 1795 году из-под его пера выходят философские стихотворные произведения: «Танец», «Поэзия жизни», «Надежда», «Гений», «Разделение земли».

Сотрудничество с Гёте

Среди приглашенных Шиллером в журнал «Оры» поэтов был и Их творческие души вошли в тот резонанс, который стимулировал создание многих бесценных жемчужин из ожерелья немецкой классической литературы XVIII века.

У них было общее видение цивилизационного значения Великой французской революции, путей развития немецкой литературы, переосмысления античного искусства. Гете и Шиллер подвергли критике трактовку современной им литературой религиозных, политических, эстетических и философских вопросов. В их письмах звучал нравственный и гражданский пафос. Два блестящих поэта, выбравших для себя литературное направление, соревновались между собой в его развитии:

  • с декабря 1795 г. - в написании эпиграмм;
  • в 1797 году - в написании баллад.

Дружеская переписка Гете и Шиллера представляет собой замечательный образец эпистолярного искусства.

Последний этап творчества. Веймар

В 1799 году возвращается в г. Веймар Фридрих Шиллер. Произведения, написанные им и Гете, послужили развитию немецкого театра. Они стали драматургической базой для создания лучшего театра Германии - Веймарского.

Однако силы Шиллера иссякают. В 1800 г. он завершает написание своей лебединой песни - трагедии «Мария Стюарт», сочинения глубокого, имеющего успех и широкий резонанс в обществе.

В 1802 году император Пруссии жалует поэту дворянство. Однако Шиллер иронично отнесся к этому. Его молодые и лучшие зрелые годы были полны лишений, а сейчас новоиспеченный дворянин чувствовал, что умирает. Ему по-человечески хотелось отвергнуть бесполезный для себя титул, но он его принял, думая исключительно о своих детях.

Он часто болел, страдал хронической пневмонией. На этом фоне обострился туберкулез, приведший его к безвременной кончине в расцвете таланта и в возрасте 45 лет.

Заключение

Без преувеличения можно сказать что любимыми поэтами немцев на все времена были и будут Иоганн Гете и Фридрих Шиллер. Фото памятника, навечно отобразившего двух друзей, проживающих в Веймаре, знакомо каждому немцу. Их вклад в литературу бесценен: классики вывели ее на путь нового гуманизма, обобщив идеи эпохи Просвещения, романтизма и классицизма.

Немецкая литература

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Биография

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих фон (полное имя Иоганн Кристоф Фридрих) (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре - 9 мая 1805, Веймар), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения.

Детство и годы в военной академии

Родился в семье полкового фельдшера, состоявшего на службе у вюртембергского герцога Карла Евгения.

В 1773 по высочайшему приказу 14-летний Фридрих был направлен на обучение в только что созданную герцогом военно-медицинскую академию, а его отец вынужден был дать подписку, что Фридрих «совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения». В академии Шиллер изучает право и медицину, которые не вызывают у него интереса. В 1779 диссертация Шиллера отвергается руководством академии, и он вынужден остаться на второй год. Наконец, в конце 1780 Шиллер покидает стены академии и получает место полкового фельдшера в Штутгарте.

Ранние драмы

Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запреты преподавателей, штудирует Ф. Г. Клопштока, Альбрехта фон Галлера, И. В. Гете, писателей «Бури и натиска», Ж. Ж. Руссо. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776-1777 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей «Бури и натиска»: Карл, главный герой драмы, старший сын графа фон Моора, эмоциональная, «стихийная, естественная натура», не может примириться с размеренной городской жизнью и участвует вместе со своими друзьями в проказах, не всегда безобидных. Вскоре, однако, он раскаивается и в письме к отцу обещает исправиться. Письмо перехватывает его младший брат, Франц, который завидует Карлу - любимцу отца. Франц замышляет лишить брата наследства и читает отцу другое, сочиненное им самим, письмо, после чего фон Моор проклинает старшего сына, а Франц пишет ответ брату от имени отца. Карл, потрясенный несправедливостью отца, вместе со своими друзьями уходит разбойничать в Богемские леса, а Франц обманом заточает отца в подземелье, обрекая его на гибель. Карл проникает домой под видом чужеземного графа, узнает о гибели отца и хочет отомстить брату, но тот в страхе перед разбойниками уже покончил с собой.

В первой драме Шиллера виртуозно соединились шекспировская мощь в изображении характеров, правдоподобные картины немецкой повседневности, элементы библейского стиля (характерно, что первоначально автор хотел озаглавить драму «Блудный сын»), личные переживания поэта: его сложные отношения с отцом. Шиллеру удалось уловить бунтарские вольнолюбивые настроения, царившие в обществе в первые годы после Великой французской революции и выразить их в образе Карла Моора. Первая постановка «Разбойников» в Мангейме в январе 1782 произвела фурор: «незнакомые люди бросались друг другу в объятия, женщины в полуобморочном состоянии покидали зал». Автор, которого тут же окрестили «немецким Шекспиром», тайком присутствовал на премьере.

Однако по возвращении в Штутгарт Шиллер был арестован и по приказу герцога посажен на гауптвахту. Летом 1782 драматург бежал из владений Карла Евгения, взяв с собой рукопись своего второго значительного драматического произведения - драмы «Заговор Фиеско в Генуе» (поставлена в 1783). На несколько лет Шиллер обосновывается в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре».

В апреле 1784 на сцене этого театра состоялась премьера мещанской трагедии Шиллера «Коварство и любовь». В отличие от первых драм здесь центральным персонажем является девушка: Луиза Миллер (по ее имени Шиллер первоначально предполагал назвать пьесу), дочь бедного музыканта. Она влюблена в Фердинанда, сына аристократа, однако сословные предрассудки не дают им соединиться. Мещанская гордость отца Луизы и карьеристские планы Президента, отца Фердинанда, столкновение жестоких законов абсолютистского общества и человеческих чувств, приводят к трагической развязке: попавшись в сеть интриг, Фердинанд из ревности убивает Луизу.

До Шиллера никто не решался трактовать обычную для сентиментальной литературы того времени тему любви представителей различных сословий с такой социальной тенденциозностью. Даже Г. Э. Лессинг в бюргерской трагедии «Эмилия Галотти», с которой очевидно перекликается пьеса Шиллера, предпочел перенести действие своего произведения в Италию, дабы избежать конфликта с властями. Благодаря своему гражданскому пафосу пьеса «Коварство и любовь» имела огромный успех у публики.

«Дон Карлос"

В 1785 в виду финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переезжает в Дрезден, где, не имея постоянного дома, живет у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работает: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789, фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершает «Философские письма», пишет «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787). В произведениях дрезденского периода намечается отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Шиллер считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта происходит как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отражает этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга заглавного героя).

После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погружается в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно И. И. Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выражает в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (оба - 1788).

Годы в Веймаре. Большие исторические драмы

В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где общается с философом И. Г. Гердером и и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему «История отпадения Нидерландов», которое начал еще во время работы над «Дон Карлосом». Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» (оба - 1795) и т. д. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создает свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795−1798 гг. («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый «балладный год»): «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Геро и Леандр» и др.

В последние годы жизни

Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работает над трилогией «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», 1798, «Пикколомини», «Смерть Валленштейна», обе - 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете). В «Валленштейне» драматург обращается к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе - 1801, трагедия рока - «Мессинская невеста», 1803).

В драме «Вильгельм Телль» (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (в начале Телль показан покладистым крестьянином, в конце же - политически сознательным бунтарем), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением».

В 1805 Шиллер начинает работу над драмой «Дмитрий», посвященной «смутному времени» русской истории, но она осталась незавершенной.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, родился 10 ноября 1759 года в Марбахе-на-Неккаре в семье военного медика. В 1773 году Шиллер по приказу герцога Вюртембергского отправляется в военно-медицинскую академию, в которой изучает юриспруденцию и медицину, пишет диссертационную работу. В 1780 году переезжает в Штутгарт и работает на должности полкового фельдшера.

Творческий дебют Шиллера состоялся в 1776 году с публикацией нескольких его работ в «Швабском журнале», благодаря которому он находит материал для своей первой пьесы «Разбойники». В основе пьесы положена новелла Д. Шубарта «К истории человеческого сердца», которую Шиллер значительно перерабатывает и обогащает деталями. После успешной премьеры пьесы Шиллера называют «немецким Шекспиром».

Однако герцог Вюртембергский осуждает пьесу и приказывает посадить автора на гауптвахту. В 1782 году драматург бежит из владений герцога и поселяется в Мангейме, где работает заведующим в Национальном театре. В 1784 году на подмостках этого театра проходит премьера пьесы Шиллера«Коварство и любовь», которая с социальной тенденциозностью трактует чувства влюбленных из разных сословий.

В драматической поэме «Дон Карлос» Шиллер отходит от бунтарской идеологии, главной идеей поэмы является реформирование общества. В 1804 году Шиллер издает драму «Вильгельм Телль», в которой он демонстрирует развитие целого народа. В 1805 году драматург начинает работу над неоконченным произведением «Дмитрий», в основу которого положено смутное время истории России.

Родился 10 ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников (Die R uber). В начале следующего года Разбойники были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, – Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschw rung des Fiesco zu Genua) и Коварство и любовь (Kabale und Liebe), – были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 – июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.



Второе издание Разбойников (1782) имело на титульном листе изображение рычащего льва с девизом « In tyrannos! » (лат. «Против тиранов!»). В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Прежде всего Разбойники и побудили французов в 1792 сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.

Фиеско (1783) значителен в первую очередь тем, что предваряет позднейшие триумфы Шиллера в исторической драме, но, сочиняя пьесу на материале биографии генуэзского заговорщика 16 в., ухватить драматическую суть исторических событий, четко обозначить нравственную проблематику молодой поэт еще не умел. В Коварстве и любви (1784) Шиллер обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств. В Дон Карлосе (Don Carlos, 1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. Дон Карлосом завершился первый период драматического творчества Шиллера.

В июле 1787 Шиллер покинул Дрезден и до 1789 жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 он получил профессуру всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э.фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И.Фр.Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры». Журнал «Талия» – более раннее предприятие по изданию литературного журнала – выходила в 1785–1791 весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 Шиллер основал еще одно периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к И.В.Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805.

Общение с Кёрнером пробудило у Шиллера интерес к философии, особенно к эстетике; в результате появились Философские письма (Philosophische Briefe, 1786) и целый ряд эссе (1792–1796) – О трагическом в искусстве (ber die tragische Kunst), О грации и достоинстве (ber Anmut und W rde), О возвышенном (ber das Erhabene) и О наивной и сентиментальной поэзии (ber naive und sentimentalische Dichtung). Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И.Канта. В отличие от философской поэзии, чисто лирические стихи – короткие, песенного характера, выражающие личные переживания – для Шиллера менее типичны, хотя и здесь есть замечательные исключения. Так называемый «балладный год» (1797) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в т.ч. у Шиллера – Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А.Жуковского. Ксении (Xenien), короткие сатирические стихи, стали плодом совместного творчества Гёте и Шиллера.

Изучая материалы для Дон Карлоса, Шиллер подготовил свое первое историческое исследование – Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung, 1788); в Йене же он написал Историю Тридцатилетней войны (Die Geschichte des Drei igj hrigen Krieges, 1791–1793).

Второй период драматического творчества Шиллера начался в 1796 Валленштейном (Wallenstein) и закончился фрагментом из русской истории Димитрий (Demetrius), работу над которым прервала смерть. Занимаясь Историей Тридцатилетней войны, Шиллер увидел в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма сложилась в 1799 и приняла форму трилогии: исполняющий роль пролога Лагерь Валленштейна (Wallensteins Lager) и две пятиактные драмы – Пикколомини (Die Piccolomini) и Смерть Валленштейна (Wallensteins Tod).

Лучшие дня

Следующая пьеса, Мария Стюарт (Marie Stuart, 1800), иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал выдвигать на передний план в Марии Стюарт политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. Оставляя в стороне вопрос об исторической достоверности, следует признать, что Мария Стюарт – пьеса чрезвычайно сценичная, и заглавная роль неизменно была любима всеми великими европейскими актрисами.

В основе Орлеанской девы (Die Jungfrau von Orleans, 1801) – история Жанны д " Арк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признал свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией». Поэт был начитан в греческой драматургии, переводил из Еврипида и изучал Аристотелеву теорию драмы, и в Мессинской невесте (Die Braut von Messina, 1803) он в порядке эксперимента попытался ввести в средневековую драму хор античной трагедии и греческую концепцию рока. Вильгельм Телль (Wilhelm Tell, 1804), последняя из его завершенных пьес, представляет собой масштабную картину борьбы четырех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии.

Начиная с Дон Карлоса Шиллер писал свои драмы белым стихом, порой перемежая его стихом метрическим. Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского Макбета и Турандот К.Гоцци, а также перевел расиновскую Федру. В России Шиллер был известен с конца 18 в.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788—1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Родился Иоганн Кристоф Фридрих в г. Марбахе-на-Неккаре 10 ноября 1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера. Семья жила небогато; мальчик воспитывался в атмосфере религиозности. Начальное образование он получил благодаря пастору местечка Лорх, куда в 1764 г. переехала их семья, а позднее учился в латинской школе Людвигсбурга. В 1772 г. Шиллер оказывается среди учащихся военной академии: туда он был определен по распоряжению герцога Вюртемберского. И если с детских лет он мечтал о службе священника, то здесь стал изучать юриспруденцию, а с 1776 г., после перехода на соответствующий факультет - медицину. Еще в первые годы пребывания в этом учебном заведении Шиллер не на шутку увлекся поэтами «Бури и натиска» и сам немного начал сочинять, решив посвятить себя поэзии. Его первое произведение - ода «Завоеватель» - появилась в журнале «Немецкие хроники» весной 1777 г.

Горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.

Шиллер Фридрих

После получения в 1780 г. диплома его определяют войсковым врачом и направляют в Штутгарт. Здесь увидела свет его первая книга - стихотворный сборник «Антология на 1782 г.». В 1781 г. он за свои деньги издает драму «Разбойники». Чтобы попасть на поставленный по ней спектакль, Шиллер в 1783 г. уехал в Мангейм, за что был впоследствии арестован и получил запрет на написание литературных произведений. Впервые поставленная в январе 1782 г. драма «Разбойники» пользовалась серьезным успехом и ознаменовала собой приход в драматургию нового талантливого автора. Впоследствии за это произведение в революционные годы Шиллеру дадут звание почетного гражданина Французской республики.

Суровое наказание заставило Шиллера покинуть пределы Вюртемберга и осесть в небольшой деревне Оггерсейм. С декабря 1782 г. до июля 1783 г. Шиллер жил в Бауербахе под чужим именем в поместье старинной знакомой. Летом 1783 г. Фридрих возвратился в Мангейм для подготовки постановки своих пьес, и уже 15 апреля 1784 г. его «Коварство и любовь» принесла ему славу первого немецкого драматурга. Вскоре его нахождение в Мангейме было легализовано, однако в последующие годы Шиллер жил в Лейпциге, а затем с начала осени 1785 г. по лето 1787 г. - в расположенной недалеко от Дрездена деревеньке Лошвиц.

21 августа 1787 г. ознаменовало новую важнейшую веху в биографии Шиллера, связанную с его переездом в центр национальной литературы - Веймар. Туда он прибыл по приглашению К. М. Вилонда для того, чтобы сотрудничать с литературным журналом «Немецкий Меркурий». Параллельно в 1787-1788 гг. Шиллер выступал издателем журнала «Талия».

Знакомство с крупными фигурами из мира литературы и науки заставило драматурга переоценить свои способности и достижения, посмотреть на них более критично, ощутить дефицит познаний. Это привело к тому, что почти на десяток лет он отказался от собственно литературного творчества в пользу углубленного изучения философии, истории, эстетики. Летом 1788 г. был опубликован первый том работы «История отпадения Нидерландов», благодаря которой Шиллер заслужил репутацию блестящего исследователя.

Хлопотами друзей он получил в Йенском университете звание экстраординарного профессора философии и истории, в связи с чем 11 мая 1789 г. переехал в Йену. В 1799 г., в феврале, Шиллер женился и параллельно работал над «Историей Тридцатилетней войны», опубликованной в 1793 г.

Обнаруженный в 1791 г. туберкулез мешал Шиллеру работать в полную силу. В связи с болезнью он должен был на какое-то время отказаться от чтения лекций - это сильно пошатнуло его материальное положение, и, если бы не своевременные хлопоты приятелей, он оказался бы в нищете. В этот не простой для себя период он проникся философией И Канта и под влиянием его идей написал целый ряд работ, посвященных эстетике.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10.11.1759 - 9.05.1805) - выдающийся немецкий поэт, драматург, историк, автор ряда теоретических работ по искусству, один из создателей литературы нового времени в Германии. Его перу принадлежат такие известные произведения как трагедия "Разбойники" (1781-82), "Валленштейн" (1800), драмы "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос", "Вильгельм Телль" (1804), романтическая трагедия "Орлеанская дева" (1801).

Жизнь Шиллера была тесно связана с армией. Отцом Фридриха Кристофа был Иоганн Каспар Шиллер - фельдшер, офицер, находящийся на службе у вюртембергского герцога; после окончания в 1772 году латинской школы в Людвигсбурге Шиллер был зачислен именно в военную школу (там писатель изучал медицину и юриспруденцию), позднее получившую статус академии; по окончании последней в 1780 году Шиллер получил назначение в Штутгарт на должность полкового врача.

Шиллеру запрещали писать. Отлучившемуся из полка в Мангейм на представление своей первой трагедии "Разбойники", Шиллеру выдали запрет на написание чего-либо, кроме сочинений на медицинскую тему. Подобный выпад против его литературного творчества заставил Шиллер предпочесть владениям герцога, в которых он на тот момент находился, другие немецкие земли.

Шиллер писал пьесы специально для театров. Летом 1783 года интендант Мангеймского театра заключил с Шиллером контракт, по которому драматург должен быть писать пьесы специально для постановки на мангеймской сцене. Начатые до заключения этого театрального договора драмы "Коварство и любовь" и "Заговор Фиеско в Генуе" как раз и были поставлены в Мангейме. После них контракт с Шиллером, несмотря на оглушительный успех "Коварства и любви", возобновлён не был.

Шиллер занимался историей. В 1787 году Шиллер переехал в Веймар, а в 1788 занялся редакцией "Истории замечательных восстаний и заговоров", серии книг, посвящённых разнообразным историческим пертурбациям в обществе. В рамках своей работы Шиллер раскрыл тему самоопределения Нидерландов, получивших свободу от испанского владычества. В 1793 году писатель выпустил в свет "Историю Тридцатилетней войны". Кроме того, историческими темами так и пестрит вся его многообразная драматургия. Шиллер пишет и о Жанне Д"Арк, и о Марии Стюарт, не обходит своим вниманием легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля и многих-многих других.

Шиллер был знаком с Гёте. Знакомство двух классиков немецкой литературы произошло в 1788 году, а уже в 1789 при помощи Гёте Шиллер получил должность профессора истории в Йенском университете. Впоследствии писатели вели друг с другом переписку литературно-эстетического характера, выступили соавторами в цикле эпиграмм "Ксении". Дружба с Гёте сподвигла Шиллера на создание таких знаменитых лирических произведений как "Перчатка", "Поликратовов перстнь", "Ивиковы журавли".

Шиллер восторженно встретил Великую французскую революцию. Несмотря на одобрение писателем падения феодального строя, к произошедшему во Франции Шиллер отнёсся с некоторой долей опасения: ему не понравилась и казнь Людовика XVI, и поднимающая голову якобинская диктатура.

Шиллеру помогал деньгами наследный принц. Несмотря на профессуру в Йенском университете, доходы Шиллера были крайне малы, денег не хватало даже на самое необходимое. Наследный принц Фр.Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург решил оказать помощь поэту и три года (с 1791 по 1794) выплачивал ему стипендию. С 1799 года она была увеличена в два раза.

За жизнь Шиллер много раз влюблялся. В юности идеалами поэта были Лаура Петрарки и Франциска фон Гогенгей, метресса виртембергского герцога, впоследствии жена Карла и новая герцогиня. Семнадцатилетний Шиллер был в полном восторге от прелестной и знатной Франциски, в ней он видел сосредоточение всех добродетелей и именно её он вывел в своей знаменитой драме "Коварство и любовь" под именем леди Мильфорд. Позднее Шиллер стал испытывать чувства к более реальным женщинам, с которыми вполне мог связать себя узами брака, но по ряду причин этого не сделал. В имении Генриетты Вольцоген, где поэт укрывался от преследования герцога, он влюбился в дочь приютившей его женщины - Шарлоту, однако ни сама девушка, ни её мать не проявили к Шиллеру достаточной пылкости: девушка любила другого, а матери не нравилось шаткое положение поэта в обществе. Одну из главных ролей в жизни и литературной деятельности Шиллера было суждено сыграть ещё одной Шарлотте - замужней даме по фамилии Маршальк фон Остгейм, по мужу Кальб. Однако любовь к Шарлотте не мешала Шиллеру увлекаться и другими женщинами, такими как актрисы, играющие в спектаклях, поставленных по его пьесам, или просто красивые девушки, любящие литературу и искусство. На одной из последних - Маргарите Шванн, Шиллер чуть было не женился. Остановило поэта то, что он при этом хотел бы жениться ещё и на Шарлотте, да и отец Маргариты не дал своего согласия на брак. Отношения с Шарлоттой закончились совсем прозаично - поэт охладел к женщине, не решившейся ради него на развод с мужем. Женой Шиллера стала Шарлота фон Ленгфельд, с которой поэт познакомился в 1784 году в Мангейме, но реально обратил на неё внимание только спустя три года. Интересно, что любовь к Шарлотте какое-то время граничила в душе Шиллера вместе с любовью к её старшей сестре Каролине, которая ради счастья сестры и любимого Фридриха вышла замуж за нелюбимого человека и ушла с их дороги. Свадьба Шиллера состоялась 20 февраля 1790 года.

В зрелом творчестве Шиллера отразился конфликт между просветительским идеалом и реальной действительностью. Наиболее показательно в этом плане стихотворение 1795-го года "Идеал и жизнь", а также поздние трагедии немецкого драматурга, в которых ставится проблема свободного мироустройства на фоне ужасающей по своей жесткости общественной жизни.

Шиллер был дворянином. Дворянство Шиллеру было пожаловано императором Священной римской империи германской нации Франциском II в 1802 году.

У Шиллера было слабое здоровье. На протяжении почти всей жизни поэт часто болел. Под конец жизни у Шиллера развился туберкулёз. Умер писатель 9 мая 1805 года в Веймаре.

Творчество Шиллера высоко ценили в России. Классическими переводами Шиллера в русской литературе считаются переводы Жуковского. Кроме того произведения Шиллера переводили Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет. Высоко ценили творчество немецкого драматурга Тургенев, Лев Толстой, Достоевский.

gastroguru © 2017