Ветер принес издалека блок анализ кратко. Анализ стихотворения Блока «Ветер далекий навеял

«Ветер принес издалека…» Александр Блок

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…»

Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом – культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принес издалека…», написанное в последних числах января 1901 года. Однако в серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принес издалека» .

Символизм предполагал повышенное внимание к различным мелочам и их трактовку, как некое предзнаменованием. Таким необычным вестником весны для поэта стал клочок голубого чистого неба, который открылся «где-то светло и глубоко». Автор подчеркивает, что в этом кусочке небесной лазури словно бы растворились все горести и печали. При его появлении «плакали зимние бури», словно бы предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле.

Подобные метаморфозы природы Блок воспринимает сквозь призму личных переживаний . Приближающаяся весна, запах которой еще только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта, который отмечает, что «робко, темно и глубоко плакали струны мои». Однако причина душевных волнений поэта кроется совсем не в приближающейся весне. Гораздо важнее для него то, что «ветер принес издалека звучные песни твои». Речь в данном случае идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства, однако после длительной разлуки едва сумел узнать в чернобровой красавице ту несмышленую девочку, с которой играл когда-то на даче. Однако больше всего поэта поразило то, что подруга его детства восприняла Блока, как пижона и никчемного человека, который значительно приукрашивает свои литературные способности. Стоит ли удивляться тому, что поэт влюбился в эту холодную и совершенно равнодушную к нему особу, которой суждено было стать его литературной музой.

Блок и Менделеева обручились лишь в 1903 году, но практически до самой свадьбы поэт не был уверен в том, что действительно любим женщиной, которая поразила его не только своей красотой, но и умом, благородством, великолепным чувством юмора. Так как виделся он со своей избранницей редко, и, по большей части, лишь на даче, то весна стала для него символом возрождения любви и приближающейся встречи с той, которая навеки завоевала его сердце.

Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть.

Стих был создан Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта. Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении

Просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле. И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют.

Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Двумя годами позже эта пара обручилась – хорошие предчувствия автора не обманули.

Блок принадлежал к тому времени,

Когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман.

Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.

Юное сердце Блока еще наполнено робкими, радостными ожиданиями. Тенденция к большему драматизму в творчестве проявится чуть позже. А пока поэт всеми мыслями погружен в мечту о единении любящих сердец.

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока

Ранний период творчества Блока отмечен его увлеченностью символизмом и мистицизмом. Стихотворение «Ветер принес издалека…» (1901 г.) — яркий пример обращения поэта к любой незначительной детали, которые он рассматривает в качестве тайных символов и придает им огромное значение.

Наступление весны для Блока — не просто смена времен года. Оно сопровождается таинственными знаками. Задолго до прихода настоящих теплых дней лирический герой слышит «песни весенней намек», который приносит ветер. Одновременно с этим для него открывается «неба… клочок». В «сумерках близкой весны» автор слышит плач «зимних бурь». В сознании лирического героя реальный мир совершенно преображается, в нем происходят скрытые от обычного взгляда перемены, раздаются загадочные звуки.

В последней строфе появляется любовная тема. В этот период Блок увлекался идеями В. Соловьева и его учением о Вечной Женственности. Знаменитая блоковская (Л. Менделеева) не отвечала поэту взаимностью. Но он упорно считал ее воплощением своего женского идеала и добивался руки девушки. «Плачущие струны» лирического героя символизируют его любовную лирику, тоску и печаль от невозможности обрести настоящее счастье.

Блок искренне считал, что они с Менделеевой были рождены друг для друга, а их брак благословлен на небесах. Поэтому родственные души неизбежно тянутся друг к другу. Среди символов приближающейся весны лирический герой различает «звучные песни» своей возлюбленной, которые обращены к нему и свидетельствуют о скором воссоединении двух влюбленных.

Поиск Блоком различных символов и предзнаменований в природе может быть легко объяснен. Поэт редко виделся со своей возлюбленной. Встречи и совместные прогулки происходили только в теплое время года, когда семья Менделеевых приезжала на дачу.

Очень характерно, что произведение «Ветер принес издалека…» было написано Блоком в январе, когда в реальности ни о каких признаках близкой весны не могло быть и речи. Но поэт, находясь в экзальтированном состоянии, уносится в своих мечтах далеко от серой петербургской зимы. Окружающий мир наполняется для него различными предзнаменованиями, которые, в общем-то сбываются. В 1903 г. Л. Менделеева согласилась стать женой поэта.

«Ветер далекий навеял …» (1901)

В стихотворении отразилось увлечение А.Блока идеалистической философией Платона о существовании, кроме реального, «над реальной», высшего «мира идей» — прекрасного и непознанного, а также русского философа В.Соловьева, который углубил учение Платона соображениями о мистической силе, Мировой Душе (или Вечную Женственность), который спасет человечество.

Стихотворение построено в символическом плане, на противопоставлении двух миров — того, что вокруг, и дальнего, неведомого.

Окружающий мир темный и безрадостный. Душа лирического героя не может найти в нем убежища, стремясь к высоким, неземных идеалов. Как «благую весть» воспринимает он намек о существовании второго мира, где царят только Она (Вечная Женственность) и Красота.

Ветер далекий навеял

Песни весенней тонн,

Где-то на солнце надежды

Небо озарилось между крон.

(Перевод П. Перебейноса)

Символами высокого мира есть чистое небо, весна, голубая высь, песня. Душа лирического героя открывается навстречу прекрасному, она словно просыпается от тяжелого сна, полного ужасных видений, и стремится осознать незаурядные ценности через прикосновение к «миру идей».

Плыл в синеве незримой

Призрак близкой весны.

Плакали снежные низины,

Неслись звездные сны.

В стихотворении действуют два человека — Он и Она, но это произведение nро любви. «Она» не имеет конкретного лица, это скорее символе той неземной реальности влечет человека, желающего найти! высокий идеал в жизни. «Она» недостижима, как звезда, но стремление к ней придает смысл существованию лирического героя.

Стихотворение полон светлой надежды на преодоление противоречия между двумя, казалось бы, несовместимыми мирами, которые должны объединиться в душе личности. Первая фраза — «Ветер далекий навеял» — повторяется в конце произведения, придавая ему, кольцевой целостности. Ветер — не просто явление природы, это | символ сдвигов в сердце лирического героя, это изменения в его душе,: который видит «звездные сны», стремясь преобразования реальности.

В начале стихотворения весенние мелодии еще едва ощутимые, на небе открывается лишь маленький кусочек голубой! возвышенности, но в конце свет становится сильнее, а песни звучат в полный голос.

Щемно, как слезы на ресницах,

Плакали струны во мне.

Ветер далекий навеял

Пение твои гласные.

Стихотворение отличается особой мелодичностью. Это своеобразная «музыка в слове», который создается за счет ассонансов, аллитераций, лейтмотивних повторов. Гармоничность формы отражает поиски автором мировой и душевной гармонии.

Ветер принес издалека

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В Этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяла звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

Ветер принес с далекой

Песни весенней течение.

Там, где летает аист

Неба мы видим клин.

В этом бездонном небе

Вместе с приходом весны

Звиялись темнеет бури,

Приснились звездные сны.

Плакали нежно и глубоко

Жалобные струны мои.

Ветер принес с далекой

Стихотворение “Ветер принес издалека” – одно из многих в творчестве Блока, которое он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Чтобы ученики 6 класса могли лучше понять чувства поэта, на уроке литературы можно использовать краткий анализ “Ветер принес издалека” по плану. Это хороший дополнительный материал, помогающий разъяснить тему.

Краткий анализ

История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.

Тема стихотворения – предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной.

Композиция – кольцевая, замыкающей фразой служит “ветер принес издалека “.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль.

Эпитеты “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни” .

Метафоры “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны” .

История создания

Произведение написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными. В начале 20 века к этому относились очень строго, так что поэт не мог видеть любимую так часто, как ему хотелось бы. Приличия предписывали не допускать слишком частых свиданий. И, по сути, наслаждаться общением с будущей супругой поэт мог только весной – семья Менделеевых выезжала на дачу, а Блок, который был с ними дружен, присоединялся.

И мысль о будущей встрече грела его душу серой петербургской зимой, в которой уже чувствовалось дыхание весны. Это ощущение поэт и описал в своем стихотворении “Ветер принес издалека”, история создания которого неразрывно связана с историей его любви.

Тема

Основная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.

Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.

Композиция

Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.

Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.

Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко” . Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.

Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.

Жанр

Это лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру.

Произведение написано трехстопным дактилем, который, в сочетании с перекрестной рифмовкой, делает его легким для восприятия. С умыслом Блок использует также чередование женской и мужской рифмы: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с возлюбленной.

Средства выразительности

Не только символы, но и классические тропы использует Блок в своем стихотворении, чтобы передать настроение и донести мысль. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни” .
  • Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны” .

С их помощью автор передает свои сомнения в ответном чувстве – уж слишком мимолетными были встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, которыми мучается влюбленное сердце, и в то же время – все надежды, которые его питают. Поэт не знает, что ждет их впереди, но хочет думать, что будущее будет хорошим.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 19.

gastroguru © 2017